Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В. и Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Власова Алексея Валериевича на решение Новомосковского районного суда Тульской области от 2 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Власова Алексея Валериевича к администрации муниципального образования город Новомосковск Тульской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
29 июля 2022 года Власов А.В, имея намерение провести 4 ноября 2022 года публичное мероприятие в форме пикета (время проведения - с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, адрес: Тульская область, город Новомосковск, Городская площадь), обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск Тульской области с соответствующим уведомлением.
В тот же день административным ответчиком письмом N 4414-с/0325 сообщено заявителю о том, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" направленное им уведомление подано с нарушением сроков его подачи; одновременно с этим, ему разъяснено, что уведомление может быть подано в установленные законом сроки.
Полагая данный ответ незаконным, поскольку уведомление подано им с соблюдением установленных порядка и сроков, Власов А.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просил признать оспариваемое решение незаконным.
Решением Новомосковского районного суда Тульской области от 2 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 декабря 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судами первой и апелляционной инстанций решениями, Власов А.В. направил 27 июня 2023 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационную жалобу (поступила 11 июля 2023 года), в которой ставится вопрос об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, направлении административного дела на новое рассмотрение.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок реализации данного конституционного права граждан Российской Федерации регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29 июля 2022 года Власов А.В. и Макарова Н.С. обратились в администрацию муниципального образования город Новомосковск Тульской области с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикета 4 ноября 2022 года в период времени с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, место проведения публичного мероприятия - Тульская область, город Новомосковск, Городская площадь. Предполагаемая численность - до 5 человек.
В тот же день администрация муниципального образования город Новомосковск Тульской области, рассмотрев поданное уведомление Власова А.В. и Макаровой Н.С, сообщила, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ уведомление подано с нарушением сроков подачи.
Оценивая действия органа местного самоуправления применительно к разрешению вопроса об их несоответствии закону или иному нормативному правовому акту, а также наличия установленного нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, совершением оспариваемых действий и принятием решения, суды нижестоящих инстанций, с учетом установленных по делу обстоятельств, указали об отсутствии в рассматриваемой ситуации вышеперечисленных условий.
Приходя к такому выводу и опровергая доводы административного истца об ошибочности действий уполномоченного органа, суды указали, что обжалуемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, с соблюдением порядка его принятия, при наличии оснований для его принятия, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оспариваемым решением не отказано в проведении публичного мероприятия в форме пикета, а указано на нарушение организатором срока подачи уведомления, с разъяснением возможности его повторной подачи в установленные законом сроки.
При этом, суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с доводами административного истца о допущенном нарушении в рассматриваемой ситуации его прав, отметил, что Власов А.В, будучи извещенным о возможности подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, в установленные Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ сроки, своим правом на это не воспользовался.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам ст. 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ее автора в судах нижестоящих инстанций, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы постановленных решений и потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского районного суда Тульской области от 2 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власова Алексея Валериевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 сентября 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.