Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 26 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Рахманова Шавкатбека Салыжановича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, выслушав объяснения административного истца Рахманова Ш.С. и его представителя адвоката Бирюковой Ж.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рахманов Ш.С. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение УВМ ГУ МВД России по Московской области от 7 февраля 2022 года об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, обязать повторно рассмотреть заявление.
В обоснование заявленных требований указал, что у него отсутствует возможность легализации на территории Российской Федерации в ином порядке, поскольку истек срок действия его национального паспорта; на территории государства его гражданской принадлежности (Кыргызской Республики) в отношении него осуществляется преследование по этническим мотивам в форме уголовного преследования. Административным ответчиком не проанализированы процессуальные документы по привлечению его к уголовной ответственности, практика широко распространенного применения киргизскими органами власти пыток, ненадлежащего обращения в целях получения признаний от этнических узбеков, обвиняемых в участии в межэтнических беспорядках в "данные изъяты", сообщения УВКБ ООН о негуманном обращении с этническими узбеками.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 26 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Московского областного суда от 21 декабря 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение ГУ МВД России по Московской области от 7 февраля 2022 года об отказе в предоставлении временного убежища гражданину Кыргызской Республики Рахманову Ш.С, и на ГУ МВД России по Московской области возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в силу решения суда повторно рассмотреть заявление о предоставлении ему временного убежища.
В кассационной жалобе, поданной 21 июня 2023 через суд первой инстанции, ГУ МВД России по Московской области просит отменить судебные акты. Полагает, что судами не принято во внимание, что Рахманов Ш.С. с 2015 года не обращался с заявлением о предоставлении временного убежища, так как имел действующие документы, удостоверяющие личность, а в настоящее время с истечением срока действия национальных паспортов опасается, что ему не будут продлевать миграционный учет по месту пребывания. ГУ МВД России по Московской области иному иностранному гражданину при наличии аналогичных обвинений со стороны Кыргызской Республики временное убежище не предоставляло. Свидетельских показаний и других доказательств по делу в совокупности недостаточно для вывода о том, что уголовное преследование является незаконным и может повлечь опасность для жизни и здоровья административного истца. Основания для предоставления Рахманову Ш.С. временного убежища отсутствуют.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 N 4528-I "О беженцах" (далее также -Закон о беженцах), устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Названный Федеральный закон помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3) предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о беженцах предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона о беженцах временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1), либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются, в том числе, реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, а также реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" (далее также - Порядок предоставления временного убежища), решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе, обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища временное убежище на территории Российской Федерации предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа в области миграции при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Рахманов Ш.С. является гражданином Кыргызской Республики, имеет национальность - узбек, вероисповедание - ислам (суннит), родной язык - узбекский, владеет русским языком.
Рахманов Ш.С. разыскивается правоохранительными органами Кыргызской Республики по обвинению в совершении на территории данного государства преступлений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 241 ("незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, совершенные организованной группой"), частью 2 статьи 223 ("организация и участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти"), частью 2 статьи 97 ("убийство, совершенное с особой жестокостью на почве межнациональной ненависти, организованной группой"), частью 4 статьи 168 ("разбой, совершенный с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, с целью завладения имуществом в особо крупном размере, организованной группой"), частью 2 статьи 174 ("умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога, иным общеопасным способом, с причинением тяжких последствий") Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Деяния, за которые разыскивается заявитель, признаются в Российской Федерации преступлениями, предусмотренными частью 3 статьи 222, частью 2 статьи 212, пунктами "а", "д", "е", "ж", "л" части 2 статьи 105, пунктом "а" части 4 статьи. 162, частью 2 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответственно.
Решением ГУ МВД России по Московской области от 7 февраля 2022 года Рахманову Ш.С. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации на том основании, что причиной обращения с указанным заявлением является стремление Рахманова Ш.С. избежать уголовного наказания за инкриминируемые ему на территории Кыргызской Республики преступления.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, административный истец более 18 месяцев находился под стражей в целях проведения процедуры экстрадиции, вместе с тем Генеральной прокуратурой Российской Федерации данная процедура проведена не была; миграционным органом не была дана правовая оценка окончания срока действия его национального паспорта и отсутствию возможности легализоваться на территории Российской Федерации каким-либо иным способом.
При этом суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в апелляционном определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 года по делу N 5-АПУ16-15 по запросу о выдаче ФИО10 правоохранительным органам Кыргызской Республики, указал, что ГУ МВД по Московской области, ГУ МВД по городу Москве при наличии аналогичных обвинений со стороны Кыргызской Республики ФИО13, ФИО12 было предоставлено временное убежище.
Суды также указали, что ответом на запрос УВКБ ООН от 12 ноября 2021 года подтверждены риски преследования и негуманного обращения в Кыргызской Республике для этнических узбеков, обвиняемых в участии в столкновениях 2010 года, применение к ним пыток.
На основании совокупности указанных обстоятельств суд первой инстанции, с которым согласился областной суд, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения от 7 февраля 2022 года, поскольку оно было основано на принятии факта законности привлечения Рахманова Ш.С. к уголовной ответственности в стране гражданской принадлежности и отсутствии реальных угроз со стороны властей Кыргызской Республики.
Вместе с тем, административным ответчиком доказательств нормализации ситуации с привлечением этнических узбеков к уголовной ответственности, наличия реальной возможности экстрадиции Рахманова Ш.С. в страну гражданской принадлежности и принятия Генеральной прокуратурой Российской Федерации соответствующего решения, возможности административному истцу иным образом легализоваться на территории Российской Федерации, в том числе, в связи с истечением срока действия национального паспорта, не представлено, и административным ответчиком не обоснован факт наличия различий в подходе властей к предоставлению временного убежища при одних и тех же фактических обстоятельств в отношении Рахманова Ш.С, ФИО14, ФИО15
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют позицию административного ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, им судами дана надлежащая оценка.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 26 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 5 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.