Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Плавский район Тульской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Т.С.А. к администрации муниципального образования Плавский район Тульской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя администрации муниципального образования Плавский район Тульской области М.И.О, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Т.С.А. - Я.К.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Т.С.А. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования Плавский район Тульской области (далее - Администрация) в рассмотрении заявки о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка площадью 600 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, ориентировочное местоположение: "адрес"
В обоснование административного иска указал, что по опубликованному 28 октября 2022 года извещению 8 ноября 2022 года подал заявку о намерении участвовать в аукционе, однако получил отказ со ссылкой на истечение срока для подачи заявлений, который был установлен до 7 ноября 2022 года. Полагает данный отказ незаконным, нарушающим его право на участие в аукционе, поскольку в соответствии с положениями пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации срок для подачи таких заявок составляет 30 дней.
Решением Плавского межрайонного суда Тульской области от 19 января 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 апреля 2023 года решение суда отменено, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 июля 2023 года, представитель Администрации просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение межрайонного суда. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на правильности определения срока подачи заявлений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах"; утверждает, что права административного истца не нарушены.
Относительно кассационной жалобы Т.С.А. представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра судебного акта имеются.
Установленный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления публичных земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, обеспечение иным гражданам возможности подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды этого участка в течение тридцати дней со дня опубликования извещения (подпункт 1 пункта 1, пункт 4).
В отсутствие заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, поступивших по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, земельный участок предоставляется (его предоставление предварительно согласовывается) без проведения торгов (пункт 5).
В случае поступления конкурирующих заявлений уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов и о проведении соответствующего аукциона (пункт 7).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 26 октября 2022 года в Администрацию поступило заявление К.И.С. о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 600 кв.м, ориентировочное местоположение: Российская Федерация, "адрес", земельный участок находится примерно 50 м на запад от д. N.
27 октября 2022 года на официальном сайте wvw.torоi.gov.ru. а также печатном издании "Камынинский вестник" N 22 (257) Администрацией опубликовано извещение N о предоставлении данного земельного участка; указано на право граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка, подать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка в течении десяти календарных дней со дня опубликования (размещения) извещения.
28 октября 2022 года заявку подала М.Е.Ю, 3 ноября 2022 года - К.В.В.
На основании имеющихся заявок К.И.С. было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка (постановление главы Администрации от 2 ноября 2022 года N N и решение главы Администрации от 2 ноября 2022 года N ПСЗУ- N).
8 ноября 2022 года Т.С.А. подана заявка о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора продажи земельного участка на официальную электронную почту комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации.
Письмом от 8 ноября 2022 года Администрация сообщила Т.С.А. об отказе в приеме документов, поскольку заявление поступило с нарушением срока приема заявлений (дата окончания приема заявок - 7 ноября 2022 года).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, межрайонный суд исходил из того, что пунктом "д" Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629) предусмотрено изменение сроков подачи гражданами заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка, указанный срок составляет десять дней.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции проанализировал приведенные положения Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629, а также пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и указал, что процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5, срок которой сокращен до десяти дней, заключается в осуществлении одного из действий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть подготовке проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка либо принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Эти процедуры следуют за опубликованием извещения и истечением тридцати дней, отведенных законом для подачи заявок. Указанный срок, в течение которого граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в 2022 и 2023 годах не сокращается. Данный срок закреплен и подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд апелляционной инстанции указал на неправильное применение межрайонным судом норм материального права и ошибочность вывода о наличии у Администрации законных оснований для отказа в приеме поданного Т.С.А. 8 ноября 2022 года заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка.
Суд апелляционной инстанции счел, что Администрацией допущено нарушение прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия находит верными выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном ограничении Администрацией срока подачи заявления о намерении участвовать в аукционе до десяти дней. Приведенные в кассационной жалобе доводы об обратном противоречат предписаниям подпункта 2 пункта 2, пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022 и 2023 годах Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Подпунктами "в" - "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 установлены сокращенные сроки осуществления в 2022 и 2023 годах отдельных процедур, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 (в первоначальной редакции) процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в срок не более десяти календарных дней.
Пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ) предусмотрено, что по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Вопреки утверждениям автора кассационной жалобы приведенной нормой Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629, как следует из ее буквального содержания, сокращен срок осуществляемой уполномоченным органом административной процедуры, связанной с предоставлением земельных участков, но не срок поступления от гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства заявления о намерении участвовать в аукционе, на что верно указал суд апелляционной инстанции.
В апелляционном определении приведена подробная мотивированная позиция относительно применения указанных положений закона, которую судебная коллегия находит верной и не нуждающейся в какой-либо дополнительной аргументации.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции о нарушении оспариваемым решением прав административного истца не основанными на каких-либо фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении настоящего дела, сделанными без учета действовавшего регулирования спорных правоотношений.
Так, пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены правовые последствия поступления в уполномоченный орган заявления о намерении участвовать в аукционе, которые сводятся к невозможности предоставления земельного участка (предварительному согласованию его предоставления) без проведения торгов при поступлении хотя бы одного такого заявления.
В данном случае судом установлено, что такие заявления поданы М.Е.Ю. (28 октября 2022 года) и К.В.В. (3 ноября 2022 года). На основании имеющихся заявок Администрация отказала К.И.С. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка без проведения торгов, земельный участок выставлен для продажи на аукционе.
Таким образом, правовой результат подачи заявления о намерении участвовать в аукционе достигнут первым поступившим заявлением из указанных вне зависимости от поступления в последующем аналогичного заявления Т.С.А. и отказа в его принятии.
В этой связи, с учетом конкретных обстоятельств дела, сам по себе отказ в принятии заявления Т.С.А. о намерении участвовать в аукционе не презюмирует нарушение прав последнего. Обстоятельства нарушения (отсутствия нарушения) его прав оспариваемым решением подлежали выяснению и доказыванию административным истцом в соответствии с положениями частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Между тем, судом апелляционной инстанции не установлены какие-либо конкретные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении права Т.С.А. на участие в аукционе, либо иного субъективного права последнего оспариваемым отказом в принятии его заявления о намерении участвовать в аукционе. Данных о том, что оспариваемый отказ каким-либо образом ограничил возможность Т.С.А. подать заявку на участие в аукционе в апелляционном определении не приведены. В деле имеются адресованные М.Е.Ю, К.В.В, К.И.С, а также Т.С.А. извещения от 20 февраля 2023 года об объявлении аукциона по продаже земельного участка и сроках приема заявок на участие в нем (т. 2 л.д. 109-113), которые оценку суда не получили.
При таких данных, судебная коллегия находит постановленное по делу апелляционное определение принятым без учета положений пункта 7 статьи 6, статьи 14, пункта 1 части 9, части 11 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предполагающих выяснение при активной роли суда вопроса о нарушении прав административного истца как одного из условий удовлетворения административного иска.
Поскольку допущенные при рассмотрении дела нарушения процессуального закона могли повлечь принятие неправильного решения, апелляционное определение подлежит отмене с направлением на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 апреля 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Тульский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.