Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2023 года по административному делу по исковому заявлению прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия к федеральному казенному учреждению " "данные изъяты"" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с названным исковым заявлением, с учетом уточнения просил обязать федеральное казенное учреждение "База "данные изъяты"" (далее - Учреждение) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: организовать проведение технического обследования здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на предмет его дальнейшего использования, в том числе наличия оснований для признания аварийным и подлежащим сносу; выполнить мероприятия по комплексному ограничению доступа к земельному участку с кадастровым номером N и расположенному на нем неэксплуатируемому объекту капитального строительства с кадастровым номером N, исключив возможность проникновения на территорию объекта и внутрь объекта третьих лиц до решения вопроса о его дальнейшей эксплуатации или сносе; выполнить мероприятия по уборке отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером N и внутри расположенного на нем объекта капитального строительства.
В обоснование административного иска указал, что нежилое здание с кадастровым номером N не эксплуатируется более 10 лет, находится в аварийном состоянии, опасном для неопределенного круга лиц, перекрытия здания разрушены, имеются множественные разрушения конструкций стен, внутри здания расположены разрушенные элементы, стены, перекрытия здания имеют крен, что свидетельствует об угрозе обрушения, внутри здания и по его периметру образована свалка бытовых и иных отходов производства и потребления. Доступ на территорию фактически разрушенного объекта не органичен, территория не огорожена, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут беспрепятственно проникать внутрь здания.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2023 года, требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 июля 2023 года, Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, утверждает, что проведение мероприятий по устранению нарушений требует финансовых затрат, которые не запланированы; Учреждением решается вопрос о передаче данного имущества в пользование органу местного самоуправления.
Относительно кассационной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на земельном участке с кадастровым номером N расположен объект недвижимости - административное здание N N с кадастровым номером N, общей площадью 1069, 1 кв.м, назначение - нежилое, количество этажей - 2, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 1925. Здание более 10 лет не эксплуатируется, находится в аварийном состоянии, перекрытия здания разрушены, имеются множественные разрушения конструкций стен, внутри здания расположены разрушенные элементы, образована свалка бытовых и иных отходов производства и потребления; доступ на территорию объекта не ограничен, территория не огорожена.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником указанного здания является Российская Федерация, право оперативного управления закреплено за Учреждением.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 7, 36, 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и исходил из того, что безопасность административного здания не обеспечивается, оно не эксплуатируется, находится в состоянии, которое способствует несанкционированному проникновению внутрь здания граждан, и представляет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Оснований для пересмотра судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Факт нарушения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений при содержании здания с кадастровым номером N, находящегося в оперативном управлении Учреждения, по делу не оспаривался. Правильность изложенных в судебном решении выводов о том, что допущенные нарушения подлежат устранению определенным судом способом, в кассационной жалобе не подвергается сомнению.
Ссылки в кассационной жалобе на отсутствие финансирования, необходимого для безопасных содержания и эксплуатации здания, не могут повлечь иного исхода дела. Ограниченность финансирования, вопреки доводам кассационной жалобы, не может являться основанием для освобождения от исполнения требований закона. Вопрос о финансировании мероприятий по устранению нарушений подлежит разрешению органами ФСИН России самостоятельно в пределах предоставленной законом свободы усмотрения.
Доводы кассационной жалобы о планируемой Учреждением передаче здания в пользование органу местного самоуправления не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска на день принятия судом обжалуемого решения и не опровергают выводы суда о незаконности оспариваемого бездействия.
Таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.