Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2023 года гражданское дело по иску Марининой ФИО11 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности периоды трудовой деятельности
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области
на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 30 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-1722/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года по гражданскому делу N 33-1966/2023, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Ганиной Е.Н, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по доводам кассационной жалобы представителя истца Марининой Л.Ю. - Грозовской Е.Д, действующей на основании ордера и доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Маринина Л.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ГУ-ОПФР по Саратовской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности периоды трудовой деятельности.
Решением Октябрьского районного суда г..Саратова от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года, исковые требования Марининой Л.Ю. удовлетворены: признано незаконным решение об отказе в установлении досрочной пенсии ГУ-ОПФР по Саратовской области от 17.02.2022 г в части не включения в специальный стаж работы лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности, дающее право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующих периодов работы: с 28.06.2015 по 31.01.2019 в должности старшего фельдшера кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров Багаевской механизированной дистанции пути (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов II), с 01.02.2019 по 31.03.2020, с 02.04.2020 по 03.04.2020, с 05.04.2020 по 17.12.2021 в должности старшего фельдшера кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров Путевой машинной станции N 50 (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов II) в ЧУЗ Клиническая больница "РЖД-Медицина" г..Саратов (до 25.12.2018 - НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Саратов ?? ОАО "РЖД"); учебные отпуска с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 14.01.2013 по 26.01.2013, с 13.05.2013 по 01.06.2013, с 13.01.2014 по 01 02.2014. с 12.05. 2014 пo 31.05.2014, c 01.12.2014 пo 20.12.2014, c 27.02.2015 пo 27.06.2015: праздничные дни с 06.08.2009 по 07.08.2009, 07.09.2009 и командировки 01.04.2020, 04.04.2020; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж работы в сельской местности, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения следующие периоды работы в календарном исчислении: с 28.06.2015 по 31.01.2019 в должности старшего фельдшера кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров Багаевской механизированной дистанции пути (на станции Багаевка)
поликлиники N 1 (на станции Саратов 11), с 01.02.2019 по 31.03.2020, с 02.04.2020 по 03.04.2020, с 05.04.2020 по 17.12.2021 в должности старшего фельдшера кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров Путевой машинной станции N 50 (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов И) в ЧУЗ Клиническая больница "РЖД-Медицина" г..Саратов (до 25.12.2018 - НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Саратов И ОЛО "РЖД"); учебные отпуска с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 14.01.2013 по 26.01.2013, с 13.05.2013 по 01.06.2013, с 13.01.2014 по 01.02.2014, с 12.05.2014 по 31.05.2014, с 01.12.2014 по 20.12.2014, с 27.02.2015 по 27.06.2015; праздничные дни с 06.08.2009 по 07.08.2009, 07.09.2009 и командировки 01.04.2020, 04.04.2020; установить у Марининой Л.Ю. наличие 25-летнего стажа работы лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности на 20 августа 2021 года.
Судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика ГУ-ОПФР на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Саратовской области в порядке процессуального правопреемства.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Саратовской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, полагая, что трудовая деятельность в структурном подразделении "кабинет предрейсовых медицинских осмотров" не может быть включена в стаж медицинской деятельности, поскольку такое структурное подразделение не поименовано ни Списком N 781, ни пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года. Также место работы истца не может быть отнесено к сельской местности, поскольку сама поликлиника расположена в городе.
Заслушав доклад судьи, выслушав участников процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленных судом апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 18 декабря 2021 года Маринина Л.Ю. обратилась в ГУ-ОПФР по Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности.
Решением ГУ ОПФР по Саратовской области от 17 февраля 2022 года Марининой Л.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии.
Указанным решением установлено, что Маринина Л.Ю. имеет 28 лет 01 месяц 29 дней стажа работы, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исчисленного по Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, 28 лет 01 месяц 29 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 и 28 лет 01 месяц 29 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П. Величина индивидуального пенсионного коэффициента - 49, 757.
В сельский медицинский стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как один год работы за один год и три месяца ответчиком не включены периоды трудовой деятельности: с 28 июня 2015 года по 31 января 2019 года в должности старшего фельдшера кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров Багаевской механизированной дистанции пути (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов II), с 1 февраля 2019 года по 31 марта 2020 года, с 2 апреля 2020 года по 3 апреля 2020 года, с 5 апреля 2020 года по 17 декабря 2021 года в должности старшего фельдшера кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров Путевой машинной станции N 50 (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов II) в ЧУЗ Клиническая больница "РЖД-Медицина" г. Саратов (до 25 декабря 2018 года - НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Саратов II ОАО "РЖД"), так как документально не подтверждена работа заявителя в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке). Учебные отпуска с 8 октября 2012 года по 13 октября 2012 года, с 14 января 2013 года по 26 января 2013 года, с 13 мая 2013 года по 1 июня 2013 года, с 13 января 2014 года по 1 февраля 2014 года, с 12 мая 2014 года по 31 мая 2014 года, с 1 декабря 2014 года по 20 декабря 2014 года, с 27 февраля 2015 года по 27 июня 2015 года; праздничные дни с 6 августа 2009 года по 7 августа 2009 года, 7 сентября 2009 года и командировки 1 апреля 2020 года, 4 апреля 2020 года не включены в медицинский стаж ни в льготном ни в календарном исчислении, поскольку включение данных периодов не предусмотрено ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года N 516.
Согласно записям в трудовой книжке, приказов работодателя 1 апреля 1996 года Маринина Л.Ю. принята на должность заведующей фельдшерского-акушерского пункта, 10 февраля 2005 года уволена с данной должности в порядке перевода в негосударственное учреждение здравоохранение "Дорожная клиническая больница ст. Саратов II ОАО РЖД; 1 февраля 2005 года принята на должность заведующего фельдшерским здравпунктом Путевой машинной станции N 50 фельдшером, 11 января 2007 года фельдшерский здравпункт Путевой машинной станции N 50 переименован в Фельдшерский здравпункт Багаевской механизированной дистанции пути; 1 июня 2015 года Фельдшерский здравпункт Багаевской механизированной дистанции пути реорганизован в кабинет для проведения предрейсовых медицинских осмотров Багаевской механизированной дистанции пути (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов- II); наименование должности заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер изменено на старший фельдшер; 1 февраля 2019 года кабинет для проведения предрейсовых медицинских осмотров Багаевской механизированной дистанции пути (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов - II) переименован в кабинет для проведения предрейсовых медицинских осмотров Путевой машинной станции N 50 (на станции Багаевка) поликлиники N 1.
Согласно справки начальника ПМС N 50 от 26 апреля 2022 года кабинет для проведения предрейсовых медицинских осмотров Путевой машинной станции N 50 (на станции Багаевка) находится по адресу Саратовская область, Саратовский район, с. Александровка, ул. Рабочая, д. 13.
Из выписки из реестра лицензий ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина" г. Саратов следует, что адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензирующий вид деятельности, в том числе, является - Саратовская область, Саратовский район, с. Александровка, ул. Рабочая, 13. При оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги) по лечебному делу, по сестринскому делу; при проведении медицинских осмотров организуются и выполняются медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые).
Как следует из Положения о здравпункте НУЗ ДКБ ОАО "РЖД" здравпункт является составной частью амбулаторно-поликлинического подразделения ЛПУ на железнодорожном транспорте, к основным функциях которого относится, в том числе, оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим при несчастных случаях работникам железнодорожного транспорта, осуществление предрейсовых медицинских осмотров работников (пункты 2.1 и 2.2.2).
Из содержания Положения о кабинете предрейсового медицинского осмотра следует, что кабинет работает в составе поликлинического подразделения и осуществляет, в том числе, медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта, оказание первой медицинской помощи лицам, работающим на предприятии, оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим при несчастных случаях работникам железнодорожного транспорта (пункты 2.2 и 2.2).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Марининой Л.Ю. о включении спорных периодов в специальный стаж, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установилюридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, справке, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости от 31 декабря 2021 года, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца.
Суд верно исходил из того, что после реорганизации фельдшерского здравпункта Багаевской механизированной дистанции пути с 1 июня 2015 года в кабинет для проведения предрейсовых медицинских осмотров Багаевской механизированной дистанции пути (на станции Багаевка) поликлиники N 1 (на станции Саратов- II) Маринина Л.Ю. продолжила работать в должности старшего фельдшера кабинета для проведения предрейсовых медицинских осмотров на полную ставку в течение полного рабочего дня, при этом ее функциональные обязанности, характер выполняемой ею работы не изменялись.
Кроме того, судом обоснованно в подсчет специального стажа истца в сельской местности включены периоды ее нахождения в командировках, в учебных отпусках, праздничные дни, поскольку в периоды нахождения в командировках и праздничные дни истец фактически осуществляла медицинскую деятельность, ей начислялась заработная плата, прохождение обучения истцом обуславливало возможность ее дальнейшей работы, на эти периоды за ней сохранялось рабочее место и заработок.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, Постановления Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года "Об утверждении списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пению за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Положения о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ОСФР по Саратовской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, ввиду несоответствия наименования структурного подразделения, в котором работала Маринина Л.Ю, структурному подразделению, поименованному в Списке, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку судом установлено, что функциональные обязанности истца, характер выполняемой работы не изменялись после переименования структурного подразделения "здравпункт" на "кабинет для предрейсовых осмотров".
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указание в кассационной жалобе истца на отсутствие оснований для включения периодов работы истца в льготном исчислении, т.к. поликлиника расположена в городе, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку местом работы истца являлось структурное подразделение, расположенное в с. Александровка Саратовского района Саратовской области, которое относится к сельской местности.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.