Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу председателя ликвидационной комиссии администрации Каргапольского района Курганской области Ленкова Е.Е. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 27 мая 2022 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 января 2023 года, решение судьи Курганского областного суда от 27 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каргапольского района Курганской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области (далее - МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области) от 27 мая 2022 года N 45028/22/49818 администрация Каргапольского района Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 7 июля 2022 года (N 12-25/2022), оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года (N 72-221/2022), указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года решения судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 7 июля 2022 года и судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года отменены, дело направлено (с соблюдением правил территориальной подсудности) в Курганский городской суд Курганской области на стадию принятия жалобы.
По результатам нового пересмотра дела по жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, судьей Курганского городского суда Курганской области 26 января 2023 года вынесено решение, которым постановление начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от 27 мая 2022 года N 45028/22/49818 оставлено без изменения.
Решением судьи Курганского областного суда от 27 марта 2023 года решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 января 2023 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 13 июля 2023 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, 14 марта 2018 года заместителем начальника - заместителем старшего судебного пристава Каргапольского районного отдела судебных приставов вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N "данные изъяты" в отношении администрации Каргапольского района Курганской области с предметом исполнения о возложении обязанности на администрацию Каргапольского района Курганской области предоставить "данные изъяты" "данные изъяты". благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Муниципального образования Каргапольский район, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Каргапольского районного отдела судебных приставов от 25 сентября 2018 года N 45041/18/34752 с администрации Каргапольского района Курганской области в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок взыскан исполнительский сбор.
26 июля 2021 года постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Каргапольского районного отдела судебных приставов исполнительное производство N "данные изъяты" передано на исполнение в Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам (г. Курган, ул. Коли Мяготина, 119).
3 августа 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области принято к исполнению исполнительное производство N "данные изъяты", возбужденное 14 марта 2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 7 апреля 2022 года администрации Каргапольского района Курганской области в очередной раз установлен срок для исполнения требований исполнительного документа в срок до 25 апреля 2022 года.
17 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации Каргапольского района Курганской области по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
27 мая 2022 года начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области вынесено постановление N 45028/22/49818 о привлечении администрации Каргапольского района Курганской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо отдела судебных приставов и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Деяние администрации квалифицировано по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Такое постановление в рассматриваемом случае было вынесено. В срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, администрацией не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения.
Из представленных материалов не усматривается, что администрацией приняты все зависящие от нее меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Доводы администрации не подтверждают наличие уважительных причин неисполнения решения суда в срок, установленный для исполнения, как не имеется доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Факт того, что администрацией сформированы и предоставлены в аренду земельные участки для строительства многоквартирных домов, квартиры которых планируется приобретать у застройщика для последующего предоставления детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, не может служить обоснованием надлежащего исполнения решения суда. Данные мероприятия могут преследовать целью предоставление жилья данной категории граждан в будущем.
Доводы жалобы, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, повторяют позицию лица, привлеченного к административной ответственности, занимаемую им при рассмотрении данного дела судьями городского и областного судов. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшихся судебных актах соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 27 мая 2022 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 января 2023 года, решение судьи Курганского областного суда от 27 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каргапольского района Курганской области, оставить без изменения, жалобу председателя ликвидационной комиссии администрации Каргапольского района Курганской области Ленкова Е.Е. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.