Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу "данные изъяты" "данные изъяты". на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Егорина Ратибора Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2022 года (N 5-261/2022) прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Егорина Р.С, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу "данные изъяты" "данные изъяты". просит постановление мирового судьи отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 17 июля 2023 года.
Егорин Р.С, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанный выше судебный акт, возражений на нее не представил.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, является формальным, его объективная сторона состоит в невыполнении водителем законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние опьянения, при этом наличие или отсутствие состояния опьянения не входит в объективную сторону данного состава административного правонарушения, следовательно, не имеет значения для разрешения дела по существу.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ установлено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Основанием для возбуждения в отношении Егорина Р.С. дела об административном правонарушении по указанной статье послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 25 июля 2022 года водитель Егорин Р.С, управляя автомобилем Фольксваген, государственный регистрационный знак "данные изъяты", с признаками опьянения, указанными в пункте 3 Правил: резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, в 18-54 часов по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 55, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья установил, что порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении Егорина Р.С. был нарушен, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения в установленном порядке (алкогольного, наркотического и иного токсического) N 001041 от 25 июля 2022 года является недопустимым доказательством.
В настоящей жалобе заявитель выражает несогласие с прекращением производства.
Вместе с тем, основания для отмены оспариваемого судебного акта отсутствуют, поскольку в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ мировым судьей всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу.
При рассмотрении дела мировым судьей на основании имеющихся в материалах дела доказательствах установлено, что заключение об отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения сделано на основании отказа Егорина Р.С. от информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств.
Согласно пункту 16 названных выше Правил определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования: а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером); б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя; в) определение наличия психоактивных веществ в моче; г) исследование уровня психоактивных веществ в моче; д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.
Согласно пункту 8 Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к указанному приказу (далее - Акт).
В соответствии с пунктом 9 Порядка после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку.
Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0, 16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 - 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. Результаты первого исследования указываются в подпункте 13.1 Акта, повторного - в подпункте 13.2 Акта (второй и третий абзацы пункта 11 Порядка).
Абзацем четвертым пункта 11 Порядка установлено, что при отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта.
Согласно пункту 15 Порядка медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
Пунктом 19 данного Порядка предусмотрено, что медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится в случаях: 1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения); 2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка; 3) фальсификации выдоха; 4) фальсификации пробы биологического объекта (мочи). В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись "от медицинского освидетельствования отказался".
Как установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, Егорин Р.С. с требованием инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования согласился, что зафиксировано в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 7), после доставления в медицинское учреждение от прохождения медицинского освидетельствования он также не отказывался, однако не заполнил информационное добровольное письменное согласие гражданина на медицинское вмешательство.
Вопреки доводам жалобы признать, что отказ Егорина Р.С. заполнить информационное добровольное письменное согласие гражданина на медицинское вмешательство, с учетом того, что его согласие зафиксировано в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, препятствовало проведению медицинского освидетельствования, оснований не имеется.
Указанные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Действительно в силу части 1 статьи 20 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В части 1 статьи 2 названного Федерального закона дано понятие медицинского вмешательства, под которым понимается выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5).
При этом пациент - это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункт 9); медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3), а медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4).
В данном случае медицинская помощь Егорину Р.С. не оказывалась. На медицинское освидетельствование на состояние опьянения Егорин Р.С. обратился не самостоятельно и не как пациент, а направлен должностным лицом ГИБДД в связи с выявлением у него, управлявшего транспортным средством, признаков опьянения при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, что являлось основанием для проведения медицинским учреждением данного вида освидетельствования.
Таким образом, мировым судьей сделан верный вывод о том, что порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении Егорина Р.С. был нарушен, в связи с чем признал акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения недопустимым доказательством и прекратил производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, в отношении Егорина Р.С, отменено быть не может.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Егорина Ратибора Сергеевича, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу "данные изъяты" "данные изъяты". - без удовлетворения.
Судья О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.