Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева Сергея Николаевича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-899/2021 от 30 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева Сергея Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-899/2021 от 30 декабря 2021 года директор филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2022 года постановление должностного лица от 30 декабря 2021 года изменено путем снижения назначенного административного штрафа до 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачев С.Н. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 21 июля 2023 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с предоставлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документов, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении технических характеристик по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (пункт 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
На основании пункта 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность объединенным назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.
Как следует из материалов дела, "Филиал "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" поставлен на учет в качестве объекта I-й категории негативного воздействия на окружающую среду, включенного в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоен код - "данные изъяты". Местонахождение объекта: "данные изъяты"
В период с 20 сентября 2021 года по 26 октября 2021 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении Уренгойской ГРЭС АО "Интер РАО-Электрогенерация", расположенной на берегу озера Ямылимуяганто в бассейне реки Пур в 70 км. южнее полярного круга на территории района Лимбяяха, относящегося к г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.
При проведении проверки установлено, что указанные в заявке Общества об актуализации сведений об объекте от 11 июня 2019 года оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (т. 1 л.д.145-165) указаны сведения о 5 источниках б/н, расположенных на территории Автотранспортного цеха.
При этом, данное помещение и автотранспорт по договору N "данные изъяты" передан в ведение ООО " "данные изъяты"".
В разделе "Сброс сточных, в том числе дренажных вод" не актуализированы сведения:
- в наименовании документа - указано Решение о предоставлении водного объекта в пользование 89-15, 04.00.001 -О-РСВХ-С-2017-04476/00, притом, что с 12 апреля 2021 года сброс сточных вод по выпуску N 3 Обществом осуществляется на основании Решение о предоставлении водного объекта в пользование N 89-15.04.00.001-О-РСВХ-С-2021-10565/00;
- о координатах выпуска сточных вод (Выпуск N 3).
В разделе "Размещение отходов производства и потребления" не актуализирована информация о эксплуатируемом на территории Филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" объекте размещения отходов - шламоотвале стоков кислотной промывки.
Вышеуказанные действия директора АО "Интер РАО-Элетрогенерация", выразившиеся в невыполнении обязанности по актуализации учетных сведений по объекту НВОС - "данные изъяты", квалифицированы должностным лицом по статье 8.46 КоАП РФ.
Судья городского суда согласился с выводами должностного лица.
Вместе с тем с принятыми по делу решениями согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление - причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из акта проверки и постановления по делу следует, что директору общества вменено неверное заполнение заявки об актуализации сведений, которая была подана 11 июня 2019 года.
На данную дату было актуально решение о предоставлении водного объекта в пользование 89-15.04.00.001-0-РСВХ-С-2017-04476/00, решение 89-15.04.00.001-0-РСВХ- С-2021-10565/00 состоялось лишь 12 апреля 2021 года;
Договор N "данные изъяты" от 24 сентября 2021 года, которым автотранспортный цех и автотранспорт был передан в ведение ООО " "данные изъяты"", был еще не заключен.
Следовательно, нарушений частей 6 и 7 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" директором общества не допущено, оснований об актуализации указанных выше сведений не имелось, поскольку не имелось фактов, свидетельствовавших об этом.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается хранение и захоронение. От размещения отходов отличается их накопление, которое заключается в складировании отходов не срок не более 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации и обезвреживания.
Принадлежащий Обществу шламоотвал не является специализированным объектом размещения расходов, который используется для хранения или захоронения отходов, как определено абз. 24 ст. 1 ФЗ N 89-ФЗ, поскольку он является гидротехническим сооружением, используемым в технологическом цикле электростанции, является объектом накопления отходов.
Указанное подтверждается проектной документацией на шламоотвалы, договором на оказание услуг от 10 марта 2022 года N 8-УРЕ/005-0013-22, заключенном с ООО " "данные изъяты"", по которому последний оказывает услуги по сбору, транспортировке, захоронению и обезвреживанию отхода - осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия, представленные на диске и приобщенные в судебном заседании.
Выводы должностного лица о том, что с 1 марта 2014 года Общество осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов (шламоотвал кислотных промывок) и размещает в нем 39, 79 тонн отходов "Осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия", указанные в пояснительной записке начальника химического цеха Шербак А.В, не свидетельствуют о том, что данные отходы размещались ранее, поскольку в данной указан общий период без уточнения и конкретизации, когда же именно образовались эти отходы.
При этом не учтено, что в материалах дела есть пояснения представителя Общества, где указано, что осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия в размере 39, 79 тонн образовался в период с августа про ноябрь 2021 года, ранее его не имелось. За период с 1 марта 2014 года по 24 сентября 2021 года включительно передача отхода - шлама со шламоотвала продувочных вод осветлителей не производилась (т. 2 л.д.36-38). По какой причине указанное пояснение не было принято должностным лицом, не указано. Иных данных, которые бы достоверно свидетельствовали о необходимости подачи актуализации сведений, не представлено.
То есть и по указанному объекту накопления отходов оснований для актуализации сведений не установлено.
Поскольку в постановлении по делу об административном правонарушении сведения, касающиеся объективной стороны вменяемого директору общества административного правонарушения, конкретизированы: в заявке об актуализации об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от 11 июня 2019 года отсутствуют выявленные проверкой сведения, то именно эти действия (бездействие) являются описанием объективной стороны правонарушения.
Однако такое описание обстоятельств совершенного правонарушения в постановлении об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении директором общества требований природоохранного законодательства, выразившихся в неисполнении обязанности по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, поскольку на момент подачи заявки 11 июня 2019 года выявленные факты не существовали.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом и судьей городского суда соблюдены не были.
При таких обстоятельствах нельзя сделать безусловный вывод о доказанности совершения директором АО "Интер РАО-Электрогенерация" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Кроме того, вступившим в законную силу решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 мая 2022 года по делу N 7-182/2022, оставленным без изменения постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2022 года (N 16-4808/2022) отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 декабря 2021 года, вынесенное по аналогичным обстоятельствам в отношении юридического лица - АО "Интер РАО - Электрогенерация" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, согласно которого лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-899/2021 от 30 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева С.Н. подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-899/2021 от 30 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева Сергея Николаевича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева Сергея Николаевича прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.