Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу Дудырева Сергея и защитника Целоусовой Татьяны Александровны на постановление судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 19 мая 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 26 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дудырева Сергея,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 19 мая 2023 года (N 5-309/2023), оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 26 мая 2023 года (N 12-214/2023), Дудырев С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Дудырев С. и его защитник просят судебные акты изменить, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 24 июля 2023 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено при рассмотрении дела, Дудырев С, являясь гражданином "данные изъяты" "данные изъяты", с 6 мая 2023 года, несмотря на то, что ранее уже пребывал в Российской Федерации с 25 января 2023 года по 2 февраля 2023 года, с 2 февраля 2023 года по 21 апреля 2023 года, с 21 апреля 2023 года по 29 апреля 2023 года, без оформления разрешительных документов, вследствие чего, срок пребывания в Российской Федерации по настоящее время превышает срок законного нахождения на территории Российской Федерации (110 суток) в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а также не оспаривается самим Дудыревым С.
В ходе рассмотрения дела судебными инстанциями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок привлечения Дудырева С. к административной ответственности не нарушены.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, с участием Дудырева С, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьями 25.1, 25.5 КоАП РФ, Дудыреву С. разъяснены, в том числе право воспользоваться помощью переводчика, на что Дудырев С. в протоколе указал, что в услугах переводчика не нуждается, заверив изложенное собственноручной подписью в соответствующей графе протокола об административном правонарушении.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Наказание Дудыреву С. назначено судьей районного суда в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. При вынесении постановления баланс публичных и частных интересов нарушен не был.
Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Дудыреву С. этой меры ответственности, которая соразмерна целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Доводы жалобы о наличии у Дудыреву С. прочных социальных и семейных связей на территории Российской Федерации не могут повлечь изменение обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в то же время нормы международного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
При рассмотрении дела судьями районного и областного судов была дана надлежащая правовая оценка всем имеющим значение для разрешения дела обстоятельствам, связанным как с самим событием правонарушения, так и с индивидуализацией назначаемого наказания, в том числе установлены все необходимые данные, связанные с личностью Дудырева С. Установленные фактические обстоятельства позволили судьям прийти к обоснованному выводу о необходимости назначения Дудыреву С. дополнительного наказания в виде административного выдворения.
Обстоятельства дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении Дудырева С. к порядку нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации, который установлен действующим законодательством, на протяжении длительного времени, что не дает поводов полагать, что Дудырев С. имел реальные намерения образовать и поддерживать прочные социальные связи на территории Российской Федерации.
Доводы жалобы о проживании на территории Российской Федерации Дудырева С. совместно с девушкой, не свидетельствуют о необоснованном назначении дополнительного наказания, не указывают на существование таких прочных семейных и социальных связей на территории Российской Федерации, которые делали бы безусловно невозможным применение в отношении Дудырева С. такой меры, как административное выдворение, и свидетельствовали бы о необоснованном вмешательстве публичных властей в личную и семейную жизнь данного лица.
При этом выдворение объективно не исключает возможности общения с его девушкой, так как назначенное наказание не препятствует реализации семейных отношений в стране гражданской принадлежности Дудырева С. либо в иной стране за пределами Российской Федерации.
При выборе формы административного наказания в виде выдворения в принудительном порядке судьей районного суда обоснованно было учтено пренебрежительное отношение Дудырева С. к действующему законодательству Российской Федерации, а также иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Оснований для переоценки указанных выводов не имеется.
Таким образом, оснований для изменения постановления судьи районного суда в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 19 мая 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 26 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дудырева Сергея, оставить без изменения, его жалобу и жалобу его защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.