Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева Сергея Николаевича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и красноярскому края Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-898/2021 от 30 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева Сергея Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и красноярскому края Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-898/2021 от 30 декабря 2021 года, директор филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачев Сергей Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2022 года постановление должностного лица от 30 декабря 2021 года изменено путем снижения назначенного административного штрафа до 3 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты директор филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачев С.Н. просит их отменить, производство по делу прекратить.
Заявленные одновременно с жалобой ходатайства об истребовании доказательств не подлежат рассмотрению и не могут быть приняты во внимание, поскольку при пересмотре вступивших в законную силу постановления и решения по жалобе на это постановление, проверяется законность и обоснованность вынесенных по делу судебных решений, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судьями предыдущих инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
07 августа 2023 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения настоящего дела в отношении в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева С.Н. послужили те же обстоятельства, что и для привлечения АО "Интер РАО-Электрогенерация" к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ.
Постановлением N 03/4-834/2021 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "данные изъяты" "данные изъяты". от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2022 года (N12-42/2022), АО "Интер РАО-Электрогенерация" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2022 года (N7-169/2022), оставленным без изменения постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2022 года (N 16-6392/2022) постановление должностного лица и решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2022 года отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено при рассмотрении дела, на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 16 сентября 2021 года NРЕ-09/48 (в редакции решения от 24 сентября 2021 года NРЕ-09/57) в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду филиала "Уренгойская ГРЭС" акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация", предметом которой являлось соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды. Срок проведения проверки установлен с 20 сентября 2021 года 10-00 час. по 26 октября 2021 года 18:00 час.
По результатам проведенной проверки 26 октября 2021 года составлен акт N 0904-48Вн-А/110-0921, из которого следует, что филиал "Уренгойская ГРЭС" акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" в результате осуществления производственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления, сбросов сточных вод.
Анализом декларации установлено, что обществом не рассчитана и не внесена плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (раздел 2). Обществом в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года осуществлялся сброс сточных вод по Выпуску N 3 в озеро Ямылимуяганто. Также на территории филиала "Уренгойская ГРЭС" акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" расположен объект размещения отходов (шламоотвал) стоков кислотной промывки. В рамках проведенной проверки обществом представлена пояснительная записка, из содержания которой следует, что за период с 01 марта 2014 года по 24 сентября 2021 года на шламоотвал продувочных вод осветлителя было подано 39, 79 тонн шлама, который образовался при эксплуатации оборудования предварительной обработки и осветления воды, передача шлама со шламоотвала продувочных вод осветлителей не производилась. При этом обществом в установленные законодательством сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду не внесена.
Приказом от "данные изъяты" Сухачев С.Н. назначен на должность директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "РАО- Электрогенерация". В соответствии с должностной инструкцией директор филиала осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала, связанной с производством электрической и тепловой энергии на имущественном комплексе филиала; общее руководство работой по осуществлению Внутреннего контроля системы управления охраной труда, промышленной, пожарной и экологической безопасностью в филиале.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 27 декабря 2021 года должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева С.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица указанного органа от 30 декабря 2021 года N03/4-898/2021 к административной ответственности, установленной указанной нормой.
При рассмотрении дела должностное лицо Росприроднадзора, а также судья городского суда, пришли к выводам о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что филиал "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" в лице его директора Сухачев С.Н, являющийся ответственным за соблюдением требований природоохранного законодательства, эксплуатируя объект размещения отходов - шламоотвал кислотных промывок, а также осуществляя сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект - озеро Ямылимуяганто в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года не исполнило обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2022 года постановление должностного лица от 30 декабря 2021 года изменено путем снижения назначенного административного штрафа до 3 000 рублей.
С указанными выводами должностного лица и судьи городского суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению, за исключением определенным способом используемого донного фунта; размещение отходов - хранение и захоронение отходов, а хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хностохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Как следует из буквального толкования указанных норм права, инвентаризации подлежат объекты размещения отходов, то есть объекты па которых осуществляется хранение отходов (свыше 11 месяцев) либо захоронение отходов.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки был произведен отбор проб, в том числе была взята проба шламового осадка на шламоотвале кислотных промывок, проба отхода - дренажная вода с приямка химического цеха в районе шламоотвала кислотных промывок, что подтверждается протоколом отбора проб от 23 сентября 2021 года (т.2, л.д. 202-204 дела об административном правонарушении N03/4-898/2021).
Согласно экспертному заключению от 22 октября 2021 года N96. шламовый осадок, дренажная вода с приямки хим.цеха шламоотвала кислотных промывок, относятся к отходам IV класса опасности (л.д. 205-210 дела об административном правонарушении).
Тогда как следует из материалов дела, установлен класс опасности отхода, находившегося в шламоотвале кислотных промывок (N8.1 по ГП), однако количество этого отхода, период размещения, который позволял бы достоверно утверждать, что данный объект - шламоотвал кислотных промывок является объектом размещения отходов, поскольку на нем хранится отход IV класса опасности, свыше 11 месяцев, при проведении проверки установлен не был.
В доводах жалобы Сухачев С.Н. в обоснование своей позиции указал, что как на шламоотвале кислотных промывок, так и на шламоотвале продувочных вод осветлителей, происходит накопление отходов -- то есть, складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, в связи с чем обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует.
Указанные доводы должностным лицом и нижестоящей судебной инстанцией не опровергнуты, поскольку из материалов дела, как указывалось выше, невозможно установить к какому классу опасности относится шлам, находившийся на момент проверки в количестве 39.79 тонн на шламоотвале продувочных вод, а также невозможно установить период размещения, количество отхода - шламовый осадок, класс которого определен на основании лабораторных исследований, расположенный на момент проверки на шламоотвале кислотных промывок.
Из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками: сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В отсутствие указанных данных, отсутствуют основания для утверждения, что Обществом осуществляется эксплуатация именно объекта размещения отходов, на котором осуществляется хранение отходов свыше 11 месяцев, следовательно, невозможно установить, что Общество осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов, которой корреспондирует обязанность Общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Также на момент проведения проверки в сентябре 2021 года установлено, что Общество является водопользователем, осуществляет пользование водным объектом - озером Ямылимуяганто на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 12 апреля 2021 года N "данные изъяты". Срок водопользования установлен в период с 12 апреля 2021 года по 26 марта 2024 года. Также установлен объем разрешенного сброса сточных вод в размере 8476, 984 м3/год.
Вместе с тем, должностному лицу вменяется период сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.
При этом в материалы проверки не представлены какие-либо документы, из которых усматривается, что в указанный период времени Общество осуществляло сброс сточных вод в указанный водный объект. Также не представлено доказательств того, что в составе сточных вод происходил сброс загрязняющих веществ.
В ходе проверки должностным лицом не установлено количество сброшенных загрязняющих веществ в составе сточных вод в указанный период времени, также как и не установлен объем сточных вод, сброшенный в указанный период времени в водный объект.
Таким образом, вмененное нарушение в виде невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате эксплуатации объекта размещения отходов (именно шламоотвала кислотных промывок, а не шламоотвала продувочных вод осветлителей) и размещение на нем 39.79 тонн отходов "осадок осветления природной воды при обработке коагулянтов на основе сульфата алюминия" (код ФККО 6 12 101 11 39 4), а также за сброс загрязняющих веществ по выпуску N3 в водный объект - озеро Ямылимуяганто в периоде с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года должностным лицом не доказано.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом и судьей городского суда не выяснены все обстоятельств, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В связи с изложенным прихожу к выводу, что указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют и о недоказанности вины в действиях директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева С.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и красноярскому края Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-898/2021 от 30 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева С.Н, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и красноярскому края Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03/4-898/2021 от 30 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала "Уренгойская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация" Сухачева Сергея Николаевича, отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.