Седьмой кассационной суд общей юрисдикции в составе:
судьи Янковской О.Н, при секретаре Пацалюк К.С, с участием прокурора Голубенковой Е.В, адвоката Бакуниной Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Алексеева Д.В. и по кассационному представлению первого заместителя прокурора Челябинской области ФИО1 на приговор Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 августа 2022 года, которым
АЛЕКСЕЕВ Дмитрий Владимирович, родившийся "данные изъяты", судимый: 1) 12 сентября 2012 года по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к лишению свободы сроком на 6 лет 6 месяцев, освобождён 30 января 2018 года в связи с заменой неотбытой части наказания исправительными работами сроком на 9 месяцев 10 дней; 2) 24 декабря 2019 года по ч. 1 ст. 228, ст. 264.1 УК РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ к лишению свободы сроком на 1 год 2 месяца с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 6 месяцев, основное наказание отбыто 20 февраля 2021 года; 3) 19 мая 2022 года по ч. 2 ст. 264.1 УК РФ с учётом изменений, внесённых апелляционным постановлением Челябинского областного суда от 26 сентября 2022 года, которым применены положения ст. 70 УК РФ (приговор от 24 декабря 2019 года) к лишению свободы сроком на 10 месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года 6 месяцев, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания со дня вступления приговора в законную силу, с зачётом в срок наказания времени содержания под стражей с 19 мая 2022 года до вступления приговора в законную силу из расчёта один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, - осуждён по ч. 2 ст. 264.1 УК РФ к лишению свободы сроком на 1 год с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путём частичного присоединения к вновь назначенному наказанию неотбытой части дополнительного наказания по приговору от 24 декабря 2019 года назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 3 года, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу. В срок наказания зачтено время содержания под стражей с 23 августа 2022 года до вступления приговора в законную силу из расчёта один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, и апелляционное постановление Челябинского областного суда от 15 декабря 2022 года, которым приговор изменён, в срок наказания зачтено время содержания Алексеева Д.В. под стражей с 19 по 22 августа 2022 года из расчёта один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав выступления адвоката Бакуниной Н.А. и прокурора Голубенковой Е.В, поддержавших доводы кассационных жалобы, представления, суд кассационной инстанции
установил:
Алексеев Д.В. признан виновным в управлении автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного статьёй 264.1 УК РФ.
Преступление совершено 09 февраля 2022 года в Ленинском районе г. Челябинска при обстоятельствах, изложенных в приговоре, постановленном в порядке главы 40 УПК РФ.
При обжаловании в апелляционном порядке в приговор внесено указанное выше изменение. В остальной части приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осуждённый Алексеев Д.В. просит приговор отменить, освободить его по отбытии наказания. В обоснование указывает, что суд при назначении наказания по совокупности приговоров присоединил дополнительное наказание, назначенное приговором от 24 декабря 2019 года, в то время как данное наказание было присоединено 26 сентября 2022 года при внесении судом апелляционной инстанции изменений в приговор от 19 мая 2022 года. Обращает внимание, что это обстоятельство препятствует обращению с ходатайством об исполнении приговоров от 19 мая и 19 августа 2022 года.
В кассационном представлении первый заместитель прокурора Челябинской области ФИО1 просит состоявшиеся судебные решения изменить, исключить указание о назначении наказания по правилам ст. 70 УК РФ. В обоснование указывает, что суд не учёл, что приговором от 19 мая 2022 года дополнительное наказание по приговору от 24 декабря 2019 года уже было на основании апелляционного постановления от 26 сентября 2022 года частично присоединено к вновь назначенному указанным приговором наказанию. Таким образом, дополнительное наказание по приговору от 24 декабря 2019 года присоединено дважды приговорами от 19 мая 2022 года и 19 августа 2022 года, чем необоснованно ухудшено положение осуждённого.
Проверив материалы уголовного дела, заслушав стороны, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
При рассмотрении дела в особом порядке судом первой инстанции соблюдены все требования уголовно-процессуального закона, Алексееву Д.В. надлежащим образом разъяснены процессуальные права и последствия рассмотрения уголовного дела без проведения судебного разбирательства, а также пределы обжалования приговора, постановленного по правилам ст. 316 УПК РФ.
Из материалов уголовного дела видно, что осуждённый заявил ходатайство о рассмотрении дела по правилам главы 40 УПК РФ в порядке, установленном законом, после ознакомления с материалами уголовного дела в полном объёме и консультации с защитником. Данное ходатайство Алексеев Д.В. поддержал в судебном заседании.
Судом первой инстанции достаточно полно отражены и мотивированы в приговоре выводы относительно соблюдения условий, при которых возможно постановление приговора без проведения судебного следствия.
Квалификация действий осуждённого по ч. 2 ст. 264.1 УК РФ является правильной.
Нарушений уголовно-процессуального закона не допущено.
При назначении наказания Алексееву Д.В. суд учёл все известные смягчающие обстоятельства, обстоятельства, характеризующие его личность, наличие отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений.
Оснований для применения положений ст.ст. 53.1, 64, 73 УК РФ, ч. 3 ст. 68 УК РФ судом не усмотрено обоснованно.
Размер назначенного осуждённому наказания соответствует применённым положениям ч. 5 ст. 62 УК РФ, ч. 2 ст. 68 УК РФ, является минимальным (основное наказание), далёким от максимального (дополнительное), его кассационная инстанция находит справедливым, соответствующим целям, указанным в ст. 43 УК РФ.
Вид исправительного учреждения, в котором Алексееву Д.В. постановлено отбывать наказание, - исправительная колония строгого режима, назначен верно.
Вместе с тем приговор и апелляционное постановление подлежат изменению на основании ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ в связи с существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела, допущенным судом апелляционной инстанции.
Так, согласно ст.ст. 6, 60 УК РФ и ч. 2 ст. 6 УПК РФ лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 УК РФ, более строгое наказание может быть назначено по совокупности преступлений и совокупности приговоров в соответствии с требованиями ст.ст. 69 и 70 УК РФ. Нарушение этих норм закона свидетельствует о несправедливости назначенного наказания, а, следовательно, о существенности нарушения уголовного закона, повлиявшего на исход дела.
Как следует из материалов уголовного дела, суд первой инстанции назначил Алексееву Д.В. окончательное наказание по правилам ст. 70 УК РФ, то есть по совокупности приговоров путём частичного присоединения к вновь назначенному наказанию неотбытой части дополнительного наказания по приговору от 24 декабря 2019 года, которое на момент постановления приговора (19 августа 2022 года) при назначении наказания по другим приговорам не складывалось и не присоединялось.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, рассматривая 15 декабря 2022 года апелляционную жалобу осуждённого, не учёл, что апелляционным постановлением Челябинского областного суда от 26 сентября 2022 года приговор от 19 мая 2022 года изменён, и окончательное наказание Алексееву Д.В. назначено на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путём частичного присоединения к вновь назначенному наказанию неотбытой части дополнительного наказания по приговору от 24 декабря 2019 года, и не отреагировал на двойной учёт наказания по указанному приговору, оставив обжалуемый приговор от 19 августа 2022 года в части назначения наказания по правилам ст. 70 УК РФ без изменения, чем необоснованно ухудшил положение осуждённого.
В связи с чем назначенное Алексееву Д.В. наказание является чрезмерно суровым, не отвечающим принципу справедливости, а также положениям ч. 2 ст. 6 УК РФ
При таких обстоятельствах приговор и апелляционное постановление подлежат изменению путём исключения из приговора указания на применение положений ст. 70 УК РФ.
Иных оснований для внесения изменений в указанные судебные решения, а также для их отмены, не имеется.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, суд кассационной инстанции
постановил:
приговор Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 августа 2022 года и апелляционное постановление Челябинского областного суда от 15 декабря 2022 года в отношении АЛЕКСЕЕВА Дмитрия Владимировича изменить:
исключить указание о назначении Алексееву Д.В. наказания на основании ст. 70 УК РФ.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Кассационное постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 471 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.