Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Кокоевой О.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Золотухина Виктора Валерьевича на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 7 июня 2023 года по административному делу N 2а-7853/2022 по административному исковому заявлению Золотухина Виктора Валерьевича о признании постановления незаконным, с ходатайством о применении мер предварительной защиты.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Золотухин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением в суд к администрации г. Кургана о признании постановления от 24 января 2022 года N 273 "О демонтаже незаконно размещенного нестационарного торгового объекта на территории города Кургана" незаконным, его отмене.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является собственником нестационарного торгового объекта, расположенного в районе здания N "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты". Администрацией 24 января 2022 года принято постановление N 273 "О демонтаже незаконно размещенного нестационарного торгового объекта на территории города Кургана" (далее - Постановление N 273). Согласно пункта 1 Постановления N 273 на административного истца возложена обязанность в срок до 1 апреля 2022 года демонтировать принадлежащий ему объект, о постановлении ему стало известно 23 июня 2022 года, данное постановление он считает незаконным и нарушающим его права.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 7 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 22 июня 2023 года, административный истец Золотухин В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы ее автор, повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, не соглашаясь с выводами судебных инстанций, указывает на незаконность оспариваемого постановления о демонтаже незаконно размещенного нестационарного торгового объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.
По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.
Постановлением администрации города Кургана от 13 августа 2020 года N 4703 утвержден Порядок выявления и демонтажа незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее Порядок)
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, под незаконно размещенными нестационарными торговыми объектами следует понимать нестационарные торговые объекты, в том числе объекты с оказанием услуг, размещенные вне или с нарушением утвержденной администрацией города Кургана схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 26 ноября 2014 года N 214 (далее - Положение) основанием для установки и эксплуатации нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта. Стороной договора является субъект торговли, отвечающий требованиям, установленным в пункте 1.1 части 1 статьи 2 настоящего Положения. Физические лица, не зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут являться стороной договора.
Нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 10 статьи 1 Положения).
Согласно пункту 1.3 статьи 2 Положения под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Пунктом 1 статьи 5 Положения установлено, что право на размещение нестационарного торгового объекта прекращается в случаях, предусмотренных договором, а также в случае прекращения субъектом торговли в установленном федеральным законодательством порядке своей деятельности.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 6 Положения демонтаж нестационарных торговых объектов осуществляется субъектом торговли в случае расторжения договора.
Согласно пункту 2 статьи 6 Положения демонтаж нестационарных торговых объектов осуществляется в течение 30 дней с момента:
- получения уведомления о демонтаже нестационарного торгового объекта от уполномоченного органа;
- размещения уведомления о демонтаже нестационарного торгового объекта на официальном сайте муниципального образования города Кургана и публикации в газете "Курган и курганцы" - в случае отсутствия у уполномоченного органа информации о субъекте торговли.
Демонтаж (перемещение) нестационарного торгового объекта осуществляется субъектом торговли за свой счет. После демонтажа нестационарного торгового объекта субъект торговли обязан восстановить нарушенное благоустройство.
При неисполнении субъектом торговли обязанности по демонтажу нестационарного торгового объекта в срок, установленный настоящей статьей, осуществляется его принудительный демонтаж в порядке, определяемом администрацией города Кургана.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 апреля 2021 года между Департаментом экономического развития, предпринимательства и торговли администрации города Кургана (далее - Департамент) и индивидуальным предпринимателем Золотухиным В.В. заключен договор N 144 на размещение нестационарного торгового объекта, сроком действия с 9 февраля 2021 года по 8 февраля 2026 года.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора уполномоченный орган предоставляет субъекту торговли право на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на право заключения договора на размещения нестационарного торгового объекта - павильон, общей площадью 25 кв. м, для осуществления деятельности по розничной продаже продовольственных товаров по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана: "данные изъяты", в районе здания N "данные изъяты", номер в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана - 243, согласно ситуационному плану размещения нестационарного торгового объекта (приложение N 1 к Договору), а субъект торговли обязуется обеспечить в течение всего срока действия договора функционирование нестационарного торгового объекта на условиях и в порядке, предусмотренных Договором.
27 октября 2021 года Департамент направил Золотухину В.В. уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора на размещение нестационарного торгового объекта с 14 октября 2021 года.
17 декабря 2021 года ведущим специалистом отдела развития нестационарной торговли Департамента установлено, что по адресу: "данные изъяты", в районе здания N "данные изъяты", установлен павильон. Договор на размещение нестационарного торгового объекта от 19 апреля 2021 года N 144 прекратил свое действие 14 октября 2021 года, в связи с тем, что Золотухин В.В. с 10 сентября 2021 года не является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, о чем был составлен акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования города Кургана от 17 декабря 2021 года N 35.
24 января 2022 года администрацией города Кургана принято постановление N 273 "О демонтаже незаконно размешенного нестационарного торгового объекта на территории города Кургана", которым Золотухину В.В. предписано в срок до 1 апреля 2022 года демонтировать незаконно размещенный нестационарный торговый объект, расположенный по адресному ориентиру: "данные изъяты", в районе здания N "данные изъяты", в случае неисполнения настоящего постановления в установленный срок демонтаж незаконно размещенного нестационарного торгового объекта в течение одного месяца со дня истечения установленного срока поручалось произвести Департаменту.
Кроме того, из материалов дела следует, что решением Курганского городского суда Курганской области от 6 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27 октября 2022 года, Золотухину В.В. отказано в удовлетворении иска к Департаменту о признании недействительным отказа от исполнения договора на размещение нестационарного торгового объекта N 144 от 19 апреля 2021 года, признании договора не расторгнутым.
Полагая постановление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного торгового объекта незаконным и нарушающим его права, Золотухин В.В. обратился с настоящим административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Порядка выявления и демонтажа незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, утвержденного постановлением администрации города Кургана от 13 августа 2020 года N 4703; Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от 26 ноября 2014 года N 214 и принимая во внимание вступившее в законную силу решение Курганского городского суда Курганской области от 6 июня 2022 года об отказе в удовлетворении иска Золотухина В.В. о признании недействительным отказа от исполнения договора на размещение нестационарного торгового объекта N 144 от 19 апреля 2021 года, признании договора не расторгнутым; пришел к выводу о том, что принадлежавший Золотухину В.В. вышеуказанный объект является незаконно размещенным нестационарным торговым объектом, подлежащим демонтажу.
Выводы судов обеих инстанций судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными и мотивированными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое постановление противоречит Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", схеме размещения нестационарных торговых объектов, не могут свидетельствовать о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку не опровергают правильности выводов судов об отсутствии у административного истца прав на размещение спорного нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру: "данные изъяты", в районе здания N "данные изъяты".
Довод жалобы о том, что администрацией не предложено иных мест размещения нестационарного торгового объекта, также не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку в данном случае отсутствие подобного предложения не нарушило прав административного истца, учитывая общедоступность названной информации.
Не может быть признано состоятельным и утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что в случае демонтажа нестационарного торгового объекта будет нанесен значительный материальный ущерб ввиду невозможности разбора объекта на составные части, поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрены защита и восстановление нарушенного в будущем предполагаемого права.
Ссылка административного истца на иную практику судов не может быть принята во внимание, поскольку в силу статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании правовых норм, с учетом фактических обстоятельств дела и решение суда по другому делу, с иным составом участников не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Кроме того, доводы кассационной жалобы аналогичны доводам административного иска и апелляционной жалобы, являлись предметом проверки судебных инстанций, им дана надлежащая оценка, мотивы, по которым такие доводы были отклонены, изложены в обжалуемых судебных актах. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 7 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Золотухина Виктора Валерьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.