Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Кокоевой О.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Позднякова Вячеслава Владимировича на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 апреля 2023 года по административному делу N2а-217/2023 по административному иску прокурора Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, действующего в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и досрочном прекращении полномочий главы городского поселения.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов городского поселения Барсово Сургутского района, выразившегося в непринятия решения о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения Барсово Сургутского района Позднякова В.В. и неудалении его в отставку, в связи с утратой доверия, выразившегося в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов между ним и Афлятуновой А.Р.; прекращении полномочий главы городского поселения Барсово Сургутского района Позднякова В.В. путем удаления его в отставку в связи с утратой доверия.
В обоснование административных исковых требований указано на то, что прокуратурой района на основании публикаций 29 сентября 2022 года и 2 октября 2022 года в сетевом издании "Вестник" Сургутского района под названием "Вестник" проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции главой городского поселения Барсово Поздняковым В.В, по результатам которой выявлены нарушения закона в действиях Позднякова В.В. 25 ноября 2022 года Советом депутатов городского поселения Барсово рассмотрена инициатива депутатов о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения Барсово Позднякова В.В. и удалении его в отставку, однако с учетом количества действующих депутатов, решение об удалении главы городского поселения в отставку не принято, в связи с чем принятие решения возможно исключительно в судебном порядке.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 апреля 2023 года, досрочно прекращены полномочия главы городского поселения Барсово Сургутского района Позднякова В.В. путем удаления его в отставку в связи с утратой доверия за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В удовлетворении остальной части административного иска прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, отказано.
В кассационной жалобе, поданной 27 июня 2023 года, административный ответчик Поздняков В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы ее автор, повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, не соглашаясь с выводами судебных инстанций, указывает, что меры публично-правовой ответственности, как удаление главы в отставку решением представительного органа, влекущим досрочное прекращение его полномочий и освобождение от должности в связи с утратой доверия к выборным должностным лицам, либо лицам, назначаемым на определенный срок полномочий, должны применяться по предусмотренным законом основаниям, возникшим (допущенным) в период конкретного срока полномочий и до истечения данного срока полномочий.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Дополнительно указал, что действия Позднякова В.В. причинили существенный вред, как интересам муниципального образования, так и гражданам, проживающим в аварийных жилых домах. По данным фактам 10 февраля 2023 года руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в отношении Позднякова В.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный ответчик Поздняков В.В. поддержал доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитин Н.Н. против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить вынесенные судебные акты по делу без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело по кассационной жалобе рассмотрено судом кассационной инстанции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений на кассационную жалобу, выслушав участников процесса, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами не допущено.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1 (часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.
Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 23 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов, под которым понимается ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При непринятии лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Устава городского поселения Барсово, полномочия главы поселения прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Пунктом 2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" на прокуроров возложена обязанность систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений. уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Право на удаление главы муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установленное положениями части 1 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не ограничивает полномочий прокурора по осуществлению надзора соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления.
Основанием обращения прокурора с административным иском суд послужило то обстоятельство, что Советом депутатов городского поселения Барсово не было принято решение об удалении главы поселения в отставку в связи с утратой доверия ввиду несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, по итогам выборов, состоявшихся 10 октября 2017 года, Поздняков В.В. избран главой городского поселения Барсово и с 22 октября 2017 года приступил к выполнению полномочий по должности (постановление от 22 сентября 2017 года N 1 (том 1, л.д. 59). Впоследствии Поздняков В.В. переизбран на данную должность повторно, приступив к исполнению обязанностей главы поселения с 20 сентября 2022 года (постановление N 1 от 20 сентября 2022 года (том 1, л.д. 58)).
Также судом установлено, подтверждено самим Поздняковым В.В. в судебном заседании суда первой инстанции, что с 2012 года он проживает совместно с гражданкой "данные изъяты" "данные изъяты", их совместным сыном "данные изъяты" года рождения), и дочерью Афлятуновой Л.В. от предыдущего брака - "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения). С 2016 года все указанные лица зарегистрированы и проживают в одном жилом помещении по адресу: "данные изъяты"
На основании договора купли-продажи от 20 марта 2018 года Афлятунова А.Р. стала собственником квартиры N "данные изъяты". Право собственности зарегистрировано 8 апреля 2018 года.
Указанный дом, в соответствии со списком, утвержденным постановлением администрации Сургутского района от 12 сентября 2011 года N 3373-нпа, и изменением, внесенным в него постановлением от 3 апреля 2015 года N 1151-нпа, находился в очереди на снос непригодных для проживания жилых домов в г.п. Барсово, подлежащих сносу в 2011 - 2020 годах под номером N 133, как ветхое жилье (том 2, л.д. 20-24, 25-30).
Постановлением администрации Сургутского района от 1 апреля 2016 года N 988-нпа, в том числе с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 1 июня 2017 года N 1674-нпа, установлен срок отселения физических лиц из дома N 30 по улице Кубанской - 2028 год (том 2, л.д. 34-38, 39-44).
На следующий день после подписания Афлятуновой А.Р. договора купли-продажи квартиры, решением Совета депутатов г.п. Барсово N 252 от 21 марта 2018 года, подписанным Поздняковым В.В. и председателем совета "данные изъяты" "данные изъяты". согласован перечень домов, планируемых к проведению экспертизы в 2018 году с дальнейшим признанием их авариным, в котором под номером 2 указан дом N 30 по улице Кубанская (том 1, л.д. 105-106).
Постановлением администрации Сургутского района от 17 мая 2018 года N 1939-нпа авариные дома и дома непригодные для проживания были разделены по разным спискам. Дом N 30 по улице Кубанская был включен в список непригодных домов под N 118 (том 2, л.д. 45-50).
11 октября 2018 года администрацией г.п. Барсово в лице главы поселения Позднякова В.В. с ООО "СПО "Урал" заключен муниципальный контракт на оказание услуг по проведению строительно-технической экспертизы по определению аварийности жилых 12 домов, в перечень которых был включен дом N 30 по ул. Кубанская.
25 декабря 2018 года на основании заключения межведомственной комиссии по вопросам оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда г.п. Барсово органом местного самоуправления в лице главы поселения Позднякова В.В. принято решение о признании дома N 30 по ул. Кубанская в г.п. Барсово аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения проживающих в нем граждан до 31 декабря 2021 года, а 21 октября 2021 года на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций под председательством главы поселения Позднякова В.В. рассмотрен вопрос о возможности расселения во внеочередном порядке дома N 30 по ул. Кубанская. По результатам заседания принято решение о расселении данного дома с целью обеспечения безопасности проживания в нем граждан в связи с его критическим состоянием, определен список очередности, в который дом N 30 по ул. Кубанская включен под N 4.
5 апреля 2022 года в рамках мероприятий по расселению собственников жилых помещений в указанном доме, предусмотренных муниципальной программой "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей городского поселения Барсово", утвержденной постановлением администрации г.п. Барсово от 25 марта 2022 года N 191-нпа, органом местного самоуправления в лице главы поселения Позднякова В.В. заключен договор мены жилых помещений с Афлятуновой А.Р, согласно условиям которого, Афлятунова А.Р. передала муниципальному образованию в лице главы г.п. Барсово Позднякова В.В. квартиру, расположенную в аварийном доме N 30 по ул. Кубанская, получив взамен квартиру во вновь возведенном многоквартирном доме N "данные изъяты" с доплатой превышающей площади в размере 1 184 454 рубля.
Из объяснений "данные изъяты" "данные изъяты" (мастера по содержанию жилищного фонда ООО "Сибжилсервис"), данных прокурору Сургутского района (том 1, л.д. 144), следует, что она принимала участие в осмотре дома N 30 по ул. Кубанская, без каких-либо обращений со стороны жильцов. Что стало причиной обследования данного дома, ей не известно, поскольку жалоб от жильцов при его обследовании не поступало. На заседании комиссии никаких жалоб ни она, ни "данные изъяты" "данные изъяты". также не озвучивали. Обследование дома проводилось по указанию администрации.
Кроме того, судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что при непосредственном участии Позднякова В.В, Афлятунова А.Р. была трудоустроена на 0, 5 ставки в муниципальное казенное учреждение "Административно-хозяйственное управление" (далее - МКУ "АХУ") на должность "данные изъяты", не имея для этого необходимого образования и опыта работы.
Муниципальное образование городское поселение Барсово в соответствии с уставом МКУ "АХУ" является учредителем данного учреждения, в правах которого применение к руководителю МКУ "АХУ" мер поощрения и дисциплинарных взысканий, прием и увольнение на службу.
Согласно пункту 1.5 должностной инструкции директора МКУ "АХУ" "данные изъяты" "данные изъяты", директор учреждения подчиняется непосредственно главе г.п. Барсово. То есть, руководитель данного учреждения находится в непосредственной служебной зависимости от главы городского поселения Барсово, в период рассматриваемых правоотношений - от Позднякова В.В, решением которого от 13 августа 2020 года директору МКУ "АХУ" "данные изъяты" "данные изъяты". поручено сократить 0, 5 ставки специалиста в штатном расписании и создать 1 ставку "данные изъяты", заключить соглашение с МКУ КСК "Барс" о финансово-экономическом сопровождении, вменить в должностные обязанности создаваемой ставки функционал по составлению бюджетных смет, составлению проекта бюджета и ведению расходов учреждения.
Постановлением администрации поселения от 18 сентября 2020 года N 320 за подписью главы при утверждении должностных окладов работников МКУ "АХУ" определена должность "данные изъяты" вместо инженера-сметчика.
В соответствии с должностной инструкцией "данные изъяты" МКУ "АХУ" от 16 октября 2020 года, на должность "данные изъяты" назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием не менее трех лет.
Как следует из копии представленного диплома, 30 июня 2020 года, после 1 года 10 месяцев обучения в ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", Афлятунова А.Р. приобрела среднее профессиональное образование по специальности "38.02.06 финансы", с квалификацией "финансист".
Приказом директора МКУ "АХУ" от 16 октября 2020 N 54-к Афлятунова А.Р. назначена на должность "данные изъяты", на 0, 5 ставки, на основную постоянную работу, без необходимого образования и стажа работы.
Согласно показаниям свидетеля "данные изъяты" "данные изъяты", данным суду первой инстанции, следует, что о введении ставки "данные изъяты" в МКУ "АХУ" его просил именно Поздняков В.В, который настоял на этом, причем острой необходимости в такой единице не было. Из числа трех кандидатов на данную должность Поздняков В.В. сказал выбрать именно Афлятунову А.Р, утверждая об отсутствии конфликта интересов и, угрожая увольнением в случае ее непринятия на службу.
Аналогичные пояснения об участии Позднякова В.В. в создании единицы "данные изъяты", в ходе прокурорской проверки дала свидетель "данные изъяты" "данные изъяты", работавшая в МКУ "АХУ" инженером (том 1, л.д. 142).
Вследствие вышедших в средствах массовой информации статей о приобретении Афлятуновой А.Р. жилого помещения в новостройке, по причине расселения дома, в котором ей принадлежала квартира, прокуратурой проведена проверка соблюдения главой муниципального образования г.п. Барсово Поздняковым В.В. требований законодательства о противодействии коррупции.
По результатам данной проверки в адрес председателя Совета депутатов Барсово направлено представление об устранении нарушений закона и инициировании рассмотрения вопроса об удалении Позднякова В.В. в отставку.
29 ноября 2022 года Советом депутатов Барсово рассмотрена инициатива депутатов о досрочном прекращении полномочий главы г.п. Барсово Позднякова В.А. и удалении его в отставку за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, однако решение об удалении главы поселения в отставку не принято, так как за удаление в отставку Позднякова В.В. проголосовало 4 депутата, 1 воздержался, 1 проголосовал против (из 10 депутатов, предусмотренных Уставом).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе с учетом показаний допрошенных свидетелей, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку допущенные главой городского поселения Барсово Поздняковым В.В, при осуществлении своих полномочий по решению вопросов местного значения, нарушения законодательства о противодействии коррупции в виде неуведомления Совета депутатов Барсово о возникновении конфликта интересов вследствие оказанного содействия в скорейшем обеспечении жильем и трудоустройстве проживающей с ним в одном помещении дочери его сожительницы в подконтрольное ему муниципальное учреждение, являются безусловным основанием для досрочного прекращения его полномочий как главы городского поселения Барсово.
При этом бездействия со стороны Совета депутатов г.п. Барсово в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий Позднякова В.В. и неудалении его в отставку в связи с утратой доверия, суд первой инстанции не усмотрел, в связи с чем отказал в удовлетворении административных исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия Совета депутатов г.п. Барсово.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указав на то, что при осуществлении своих полномочий по решению вопросов местного значения у главы городского поселения Барсово Позднякова В.В. возник конфликт интересов, поскольку с использованием своего служебного положения им оказывалось содействие в получении выгоды дочерью его сожительницы Афлятуновой А.Р, впоследствии ставшей ему падчерицей, в виде скорейшего получения жилого помещения в новом доме с минимальными на то затратами и сроками, а также трудоустройство Афлятуновой А.Р. в подконтрольное главе городского поселения муниципальное казенное учреждение без соответствующего опыта и образования с целью получения заработной платы и сохранения трудового стажа. При этом никаких мер Поздняковым В.В. по урегулированию и предотвращению конфликта интересов предпринято не было.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанции не имеется, они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию в суде первой и апелляционной инстанции, в оспариваемых судебных актах которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование подателем жалобы положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Заявленное Поздняковым В.В. ходатайство о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса для проверки конституционности положений статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" положениям Конституции Российской Федерации, в части, допускающей освобождение от должности выборных должностных лиц по основаниям, которые возникли в период иного срока их полномочий и не были реализованы до истечения данного срока полномочий, не подлежит удовлетворению, поскольку при рассмотрении административного дела по кассационной жалобе Позднякова В.В. оснований для направления такого запроса Судебной коллегией по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что все правонарушения возникли в период иного срока полномочий, отмену состоявшихся по делу судебных актов повлечь не могут, поскольку Поздняков В.В. непрерывно осуществлял полномочия главы городского поселения, после избрания на новый срок Поздняковым В.В. необходимые меры по урегулированию конфликта интересов также не приняты. При этом досрочное прекращение полномочий главы поселения является безальтернативной мерой ответственности за допущенные должностным лицом коррупционные правонарушения и применение ее как меры ответственности статья 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ не ставит в зависимость от срока полномочий главы поселения и от периода совершения им незаконных действий.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что настоящий административный иск прокурора направлен на охрану общества, установленную им правовую демократию от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества и репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 20-П).
Вопреки доводам кассационной жалобы отсутствие мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при рассмотрении судом вопроса о прекращении полномочий главы городского поселения также не может повлечь отмену судебных актов, поскольку в силу действующего законодательства, рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения осуществляется представительным органом муниципального образования с учетом мнения, а не согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Позднякова В.В. о недоказанности заинтересованности главы поселения в трудоустройстве Афлятуновой А.Р. в подведомственное учреждение; об отсутствии заинтересованности во внеочередном расселении жилого дома, для обеспечения жильем Афлятунову А.Р.; неправильной оценки судами представленных доказательств, в том числе о недостоверности показаний свидетелей, а также иные доводы, суть которых сводится к обоснованности заявленных требований, фактически основаны на несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, а также выражают субъективное отношение стороны к правильности разрешения спора, основанное на неправильном толковании норм материального права применительно к настоящему делу. Несогласие же стороны с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами отмены вступившего в законную силу судебного акта само по себе не влечет, так как в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены, не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения по существу иного судебного акта, а также влияли на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Позднякова Вячеслава Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.