Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 мая 2023 года по делу N 2-317/2023 по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию города Новый Уренгой обязанности по обустройству искусственного освещения на автомобильных дорогах.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, возражения прокурора Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Новый Уренгой обратился с иском к администрации города Новый Уренгой о возложении обязанности в течение одного года с момента вступления в силу решения суда обустроить искусственное освещение на автомобильных дорогах район Коротчаево - ул. Пахотова, ул. Рябиновая, ул. Коммунальная, ул. Портовая.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Новый Уренгой требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в том числе в сфере содержания автомобильных дорог, по результатам которой выявлены нарушения закона. В нарушение требований к содержанию автомобильных дорог отсутствует искусственное освещение на автомобильных дорогах район Коротчаево - ул. Пахотова, ул. Рябиновая, ул. Коммунальная, ул. Портовая. 12 сентября 2022 года с целью устранения выявленных нарушений прокурором города внесено представление главе администрации города Новый Уренгой. Однако согласно ответу администрации принятие мер по устранению выявленных нарушений планируется в 2023-2025 гг. при наличии финансирования. Нарушения в содержании автомобильных дорог могут привести к аварийной ситуации, затрудняют движение транспортных средств и пешеходов, снижают уровень безопасности дорожного движения, что влечет за собой негативные последствия в виде нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 мая 2023 года, иск удовлетворен. На администрацию города Новый Уренгой возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обустроить искусственное освещение на следующих автомобильных дорогах: район Коротчаево - ул. Пахотова, ул. Рябиновая, ул. Коммунальная, ул. Портовая.
В кассационной жалобе, поданной 30 июня 2023 года, административный ответчик администрация города Новый Уренгой просила указанные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оптимальным сроком для выполнения работ является октябрь 2027 года.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июля 2023 года осуществлен переход к рассмотрению кассационной жалобы по правилам административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд представителей административного ответчика и заинтересованного лица, которые извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке административного судопроизводства (ст. 1 КАС РФ), проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
В ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) дорожная деятельность определяется как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов (п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, прокуратурой города Новый Уренгой в августе 2022 года проведена проверка исполнения администрацией города Новый Уренгой законодательства в сфере содержания автомобильных дорог, в результате которой установлено, что на автомобильных дорогах район Коротчаево - ул. Пахотова, ул. Рябиновая, ул. Коммунальная, ул. Портовая отсутствует искусственное освещение.
Указанные дороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Новый Уренгой, утв. постановлением администрации города Новый Уренгой от 06 мая 2021 года N 171.
12 сентября 2022 года прокурором внесено представление в администрацию города Новый Уренгой об устранении нарушений законодательства, выразившихся в отсутствии искусственного освещения на указанных автомобильных дорогах.
Согласно ответу администрации города Новый Уренгой от 07 октября 2022 года на представление принятие мер по устранению выявленных нарушений планируется в 2023-2028 гг.
Неустранение указанных в представлении нарушений закона явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства" Общие требования", таблицами 7.9, 7.10 СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение", СНиП 23-05-95, СНиП 2.05.02-85 и пришел к выводу о том, что искусственное освещение на автомобильных дорогах отсутствует в нарушение требований закона, вследствие чего на ответчика должна быть возложена испрошенная прокурором обязанность.
Обсуждая срок, в течение которого администрации необходимо исполнить решение суда, суд руководствовался требованиями разумности, временем, необходимым для разработки и утверждения проектной документации, проведения строительных работ, и определилсрок исполнения обязанности по обустройству искусственного освещения на автомобильных дорогах два года с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов нижестоящих инстанций являются правильными, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что установленный судом срок для исполнения его решения не является разумным, проверялись судом апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены с приведением мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из приоритета безопасности дорожного движения, который не может быть поставлен в зависимость от наличия финансирования, а также принял во внимание длительное бездействие администрации по выполнению требований закона в этой сфере до проведения прокурором проверки.
Кроме того, недостаточность финансирования органов местного самоуправления не является обстоятельством, влекущим отмену обжалуемых судебных актов, поскольку согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а право каждого на безопасность дорожного движения гарантировано законом (ст. 1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Доводы ответчика о недостаточности установленного судом срока для исполнения решения могут служить основанием для обращения в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, а не для пересмотра вступивших в силу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Новый Уренгой - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.