Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Малышевского городского округа Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 апреля 2023 года по административному делу N2-1140/2022 по административному иску Реневой Надежды Михайловны к администрации Малышевского городского округа о возложении обязанности по проведению ремонта и асфальтирования дороги.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ренева Н.М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Малышевского городского округа Свердловской области о возложении обязанности по проведению ремонта и асфальтирования дороги.
В обосновании исковых требований истец указала, что проживает в доме N "данные изъяты". Автомобильная дорога по ул.Гоголя в п.Малышева, которой истец пользуется, не асфальтирована, в непогоду постоянно скапливается грязь, лужи, в результате чего истец полагает, что данная дорога небезопасна для пешеходов.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ МГО "Административно-хозяйственная служба".
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 24 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 апреля 2023 года иск Реневой Н.М. удовлетворен частично, на администрацию Малышевского городского округа возложена обязанность по проведению дорожных и ремонтных работ по устранению дефектов дороги по улице Гоголя в п. Малышева Свердловской области, приведению её в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до 31 декабря 2023 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 07 июля 2023 года, административным ответчиком поставлен вопрос об отмене апелляционного определения. Указывает, что в настоящее время проводятся мероприятия по социальной догазификации частных домовладении, расположенных на улице. Ответственность по восстановлению дорожного покрытия лежит на организациях, проводивших земельные работы. Указанные обстоятельства судами исследованы не были.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 года осуществлен переход к рассмотрению кассационной жалобы по правилам административного производства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель администрации Малышевского городского округа А.А. Клешнина представила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в иных процессах.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев заявленное ходатайство в порядке статей 154, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в удовлетворении названного ходатайства отказала, так как правовые основания для отложения рассмотрения административного дела в суде кассационной инстанции отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
С учетом того, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 апреля 2023 года оставлено без изменения решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 24 октября 2022 года, а кассационная жалоба содержат не только доводы о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях, но и о незаконности решения суда первой инстанции, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", проверке подлежит также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Рассмотрев дело в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 6 Устава Малышевского городского округа, принятого решением Думы муниципального образования рабочий поселок Малышева от 21 июня 2005 года N 83 к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Судами на основании материалов дела установлено, что автомобильная дорога по "адрес" кадастровый номер "данные изъяты" зарегистрирована в реестре муниципальной собственности Малышевского городского округа за N 291, участок дороги, указанный административным истцом, имеет недостатки дорожного покрытия.
Суд первой инстанции, установив, что состояние дорожного покрытия на спорной автомобильной дороге не соответствует установленным требованиям и требует ремонта, руководствуясь положениями статей 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 13, 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о наличии правовых оснований для возложения обязанности по проведению дорожных и ремонтных работ по устранению дефектов дороги на администрацию Малышевского городского округа.
При этом требование истца об асфальтировании дороги судами признано необоснованным, поскольку из технических характеристик дороги по ул.Гоголя в п.Малышева следует, что тип ее покрытия - основание щебеночное.
Позиция судов основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Позиция подателя жалобы, что ответственность за восстановление дорожного покрытия лежит на организации, проводившей земельные работы в связи с социальной догазификацией частных домовладений, противоречит положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 5 части 1 статьи 16 которого закреплено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение надлежащего содержания муниципального имущества, предназначенного для организации дорожной деятельности, автомобильных дорог общего пользования местного значения относится к обязанности органа местного самоуправления, не лишенного права требования к лицам, использующим земельный участок на каком-либо основании, в том числе в связи с проведением земляных работ, связанных с газификацией, приведения его в состояние, пригодное для использования по назначению.
Выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе в части определения субъектного состава участников, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов не содержит, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 24 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Малышевского городского округа Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 августа 2023 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.