Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Надымского района на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2023 года по делу N 2-54/2023 по исковому заявлению Надымского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Надымского района обязанности поставить на учет бесхозяйные автомобильные дороги.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, возражения прокурора Павловой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Надымский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Надымского района обязанности обратиться в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог, расположенных в г. Надыме: примыкающей к автодороге по ул. Кедровой в сторону здания МАУ "Бизнес-инкубатор", от географических координат 65°32"33.7" с.ш. 72°31"09.2" в.д. до географических координат 65°32"34.9" с.ш. 72°31"04.7" в.д, протяженностью 70 метров; примыкающей к автодороге по ул. Кедровой в сторону автодороги "Сургут-Салехард", от географических координат 65°32"24.2" с.ш. 72°30"47.7" в.д. до географических координат 65°32"36.7" с.ш. 72°30"14.2" в.д, протяженностью 586 метров; примыкающей к автодороге по ул. Южной в сторону здания кафе "Арго", от географических координат 65°31"53.1" с.ш. 72°29"40.7" в.д. до географических координат 65°31"59.6" с.ш. 72°29"21.3" в.д, протяженностью 365 метров.
В обоснование иска указано, что проведенной прокурорской проверкой исполнения требования законодательства был выявлен факт непринятия администрацией Надымского района мер по обращению с заявлением о кадастровом учете вышеперечисленных автомобильных дорог. Данные дороги в собственности муниципального округа Надымский район не состоят, земельные участки под ними не сформированы, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на каком-либо праве они не передавались. При этом объекты отвечают признакам автомобильной дороги. Отсутствие собственника автомобильных дорог влечет невозможность исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц. Бездействие ответчика влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных на него полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав пользователей автомобильных дорог на безопасность дорожного движения. 29 августа 2022 года в адрес главы администрации района внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2023 года, заявленные требования удовлетворены, определен срок исполнения решения суда - в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 17 июля 2023 года, административный ответчик администрация Надымского района просила указанные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что поименованные в решении суда "бесхозяйные автомобильные дороги" не обладают предусмотренными законодательством признаками автомобильной дороги, не являются объектами капитального строительства и недвижимыми вещами, в связи с чем не подлежат государственной регистрации; судами неправомерно приняты во внимание акты надзора за дорожным движением, составленные сотрудниками органов ГИБДД, и указанные в них выводы о наличии "бесхозяйных автомобильных дорог"; данные объекты не входят в улично-дорожную сеть населенного пункта; в бюджете Надымского района на 2022 и плановый период 2023 и 2024 гг. денежные средства на проведение мероприятий по созданию и государственной регистрации объектов недвижимости, указанных в иске, отсутствуют, местный бюджет является дефицитным; обжалуемые судебные акты являются завуалированным требованием о проектировании, строительстве и постановке на кадастровый учет автомобильных дорог.
Прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа представлены возражения на кассационную жалобу.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 июля 2023 года осуществлен переход к рассмотрению кассационной жалобы по правилам административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, которые извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке административного судопроизводства (ст. 1 КАС РФ), проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога понимается как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа может утверждаться органом местного самоуправления муниципального округа (ч. 10.1 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, Надымской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства, в ходе которой выявлено, что администрацией Надымского района не приняты меры по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог, расположенных в г. Надыме: примыкающей к автодороге по ул. Кедровая в сторону здания МАУ "Бизнес-инкубатор", от географических координат 65°32"33.7" с.ш. 72°31"09.2" в.д. до географических координат 65°32"34.9" с.ш. 72°31"04.7" в.д, протяженностью 70 метров; примыкающей к автодороге по ул. Кедровая в сторону автодороги "Сургут-Салехард", от географических координат 65°32"24.2" с.ш. 72°30"47.7" в.д. до географических координат 65°32"36.7" с.ш. 72°30"14.2" в.д, протяженностью 586 метров; примыкающей к автодороге по ул. Южная в сторону здания кафе "Арго", от географических координат 65°31"53.1" с.ш. 72°29"40.7" в.д. до географических координат 65°31"59.6" с.ш. 72°29"21.3" в.д, протяженностью 365 метров.
Земельные участки под указанными дорогами не сформированы, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на каком-либо праве не переданы. Объекты отвечают признакам автомобильной дороги, сведения о них в Единый государственный реестр автомобильных дорог не внесены, вопрос о принадлежности дорог, признании их бесхозяйными или принятии в муниципальную собственность не решен, при этом указанные дороги надлежащим образом не оборудованы, не отвечают критериям безопасности дорожного движения.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, заявленные прокурором требования удовлетворил, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной, а бездействие ответчика влечет нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения. Суд апелляционной инстанции с решением суда согласился.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов нижестоящих инстанций являются правильными, соответствуют нормам материального права и обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела.
Доводы жалобы о том, что спорные объекты не являются автомобильными дорогами, не входят в улично-дорожную сеть г. Надыма, направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Из материалов дела следует и администрацией Надымского района не оспорено, что спорные объекты приспособлены и используются для движения транспортных средств неопределенного круга лиц, вследствие чего правильными являются выводы судов нижестоящих инстанций о соответствии выявленных бесхозяйных вещей признакам автомобильной дороги.
Не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов и доводы жалобы об отсутствии в бюджете Надымского района денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, поскольку отсутствие или недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от надлежащего выполнения возложенных на него нормативным правовым актом обязанностей. Кроме того, Федеральным законом от 31 июля 2023 года N 397-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" была дополнена положениями о том, что государственный кадастровый учет сооружения, в отношении которого органом местного самоуправления представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, может осуществляться без подготовки технического плана на основании декларации, указанной в ч. 11 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 6.3).
При наличии предусмотренных законом оснований администрация Надымского района вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Доводы жалобы не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов, поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надымского района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.