Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Вдовиченко И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Файзуллина фр на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 25 апреля 2023 года по административному делу N 2а-1695/2023 по административному исковому заявлению Файзуллина фр к ФКУ "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", военному комиссариату г. Нижневартовска и Нижневартовского района, администрации г. Нижневартовска и призывной комиссии по мобилизации МО г. Нижневартовска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить отсрочку от военной службы.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя административного истца - Исангуловой А.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Файзуллин Ф.Р. обратился с административным иском о признании незаконным бездействия военного комиссариата г. Нижневартовска и Нижневартовского района (далее - Военный комиссариат) по не проведению ему медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, возложении обязанности предоставить Файзуллину Ф.Р. отсрочку от военной службы по состоянию здоровья, отозвать его с места службы для прохождения медицинского освидетельствования и лечения по месту жительства.
Требования мотивированы тем, что он имеет ряд заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, однако при мобилизации он не был освидетельствован военно-врачебной комиссией, а от получения его заявления о предоставлении отсрочки военный комиссариат уклонился.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 25 апреля 2023 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 июля 2023 года, Файзуллин Ф.Р. просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не установлено.
Необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии по мобилизации МО г. Нижневартовска от 25 октября 2022 года (протокол N12) Файзуллин Ф.Р, "данные изъяты" года рождения, ранее прошедший военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, и имеющий категорию годности "А", воинское звание рядовой, категорию запаса - 2, военно-учетную специальность стрелок, был призван на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации по мобилизации на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Положения "О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N852, Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2016 года N 55 об утверждении Инструкции об организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил Российской Федерации, на медицинское освидетельствование, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что Файзуллин Ф.Р. пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, права на отсрочку от призыва на военную службу не имеет, при этом имеет военно-учетную специальность, категорию годности "А", а также, что оспариваемое решение призывной комиссии по мобилизации МО г. Нижневартовска принято в пределах ее компетенции и с соблюдением установленного порядка, соответствует требованиям действующего законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и установиласоответствие выводов суда нормам материального и процессуального права.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет венную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" осуществлен призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
Подпунктом "б" пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" установлены в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ) мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 31-ФЗ призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, помимо прочего, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев. Согласно пункту 2 указанной статьи отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N31-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 852 утверждено Положение "О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", которое определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.
Из пунктов 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий но обеспечению этой работы.
В целях организации медицинских осмотров и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации, Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации утверждена соответствующая Методика (от 25 сентября 2022 года N161/1/14066дсп), пунктом 1 которой установлено, что гражданам, призываемым на военную службу по мобилизации, в целях исключения у них инфекционных заболеваний, а также увечий, заболеваний, препятствующих призыву по мобилизации, проводится медицинский осмотр.
Всем призываемым (призванным) при прибытии на пункт сбора военного комиссариата (воинскую часть (организацию) Вооруженных Сил Российской Федерации (далее воинская часть) гражданам проводится термометрия, а также медицинский осмотр фельдшером (врачом-специалистом) в целях исключения острых инфекционных заболеваний (п. 5).
Граждане, предъявившие жалобы на состояние здоровья и имеющие увечья, заболевания, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, в том числе временная, осматриваются врачом-специалистом. Результаты медицинского осмотра гражданина, призываемого (призванного) на военную службу по мобилизации и предъявившего жалобы на состояние здоровья, заносятся в книгу учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья.
Медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (пункт 1.2 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Вышеприведенные требования нормативных правовых регламентирующих процедуру призыва граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу в период мобилизации, не предусматривают проведение медицинского освидетельствования или военно-врачебной комиссии в отношении граждан подлежащих мобилизации.
Граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.
Таким образом, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин должен быть направлен военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование.
Судами установлено, что 25 октября 2022 года на предварительном пункте сбора граждан при осмотре Файзуллина Ф.Р. врачом и исключении у него открытых инфекционных заболеваний, последним каких-либо медицинских документов или сведений о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не представлено.
При этом, письменное обращение о предоставлении отсрочки, направленное административным истцом в адрес председателя призывной комиссии 25 октября 2022 года, таких сведений также не содержало, существо обращения сводилось к наличию детей, кредитных обязательств, а также, что Файзуллин Ф.Р. относится ко второй категории запаса.
Кроме того, медицинские справки, заключения медицинских инструментальных исследований, представленные в материалы дела, выданы Файзуллину Ф.Р. в декабре 2022 года, что, соответственно, исключало их предоставление в момент проведения призывных мероприятий.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, у судов отсутствовали основания для признания незаконными бездействия административных ответчиков по не проведению Файзуллину Ф.Р. медицинского освидетельствования.
Доводы кассационной жалобы об отказе членов призывной комиссии в принятии заявления от Файзуллина Ф.Р. о предоставлении ему отсрочки от прохождения военной службы по состоянию здоровья, не могут быть признаны состоятельными, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждены.
Напротив, как указывалось ранее, 25 октября 2022 года административным истцом направлялось лишь заявление о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по семейным обстоятельствам (т. 1 л.д. 46). Заявления о предоставлении отсрочки от призыва по состоянию здоровья были направлены только в декабре 2022 года с предоставлением медицинской документации, оформленной также в декабре 2022 года (т. 1 л.д. 72-75).
Доводы кассационной жалобы о не рассмотрении судами вопросов законности действий Губернатора ХМАО-Югры, должностных лиц ФКУ ВК ХМАО-Югры и иных организаций, учреждений по рассмотрению обращений представителя административного истца о предоставлении Файзуллину Ф.Р. отсрочки от военной службы, основаны на ошибочном толковании норм процессуального права.
По общему правилу в административном судопроизводстве суд не может изменить предмет или основание иска и обязан рассматривать дело в пределах требований, заявленных административным истцом. Предусмотренное статьей 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право суда в определенных случаях выйти за пределы предмета заявленных требований не распространяется на дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В рассматриваемом исковом заявлении административным истцом не ставились вопросы о законности действий либо ответов указанных в кассационной жалобе должностных лиц, в связи с чем, такие вопросы разрешению в пределах данного спора не подлежали. Суды верно рассмотрели спор в пределах заявленных требований.
Ссылки в кассационной жалобе на положения пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающего возможность оспаривания решения призывной комиссии в течение трех месяцев, что было выполнено административным истцом, не свидетельствуют о наличии оснований для проведения в отношении него медицинского освидетельствования, поскольку на момент призыва Файзуллина Ф.Р. на военную службу оснований для этого не имелось. Срок, установленный изложенной правовой нормой предусмотрен для оспаривания решения в целях проверки его законности, а не для проведения призывных мероприятий.
При этом, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, учитывая, что в настоящее время Файзуллин Ф.Р. является военнослужащим, при наличии медицинских противопоказаний вопрос о предоставлении отсрочки поставлен неверно, поскольку в данном случае указанное им обстоятельство подлежит разрешению в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Файзуллина фр - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.