Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Утева Сергея Геннадьевича на решение Пермского краевого суда от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года по административному делу N 3а-413/2022 по административному исковому заявлению Утева Сергея Геннадьевича о признании не действующим в части постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 21 октября 2020 года N 139-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Соликамское муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнерго" (Соликамский городской округ)".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 21 октября 2020 года N 139-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности Соликамского муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" (далее - МУП "Теплоэнерго") для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 1 (пункт 1); установлены тарифы согласно приложению 2 (пункт 2), которые действуют с момента вступления постановления в законную силу по 31 декабря 2023 года (пункт 3) (далее - постановление от 21 октября 2020 года N 139-т).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 ноября 2021 года N 177-т внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 21 октября 2020 года N 139-т, в том числе осуществлена корректировка установленного тарифа на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Утев С.Г. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил признать не действующим приложение N 2 к постановлению от 21 октября 2020 года N 139-т в части тарифов в селе Родники Соликамского городского округа, действующих до 01 января 2022 года.
Требования мотивировал тем, что являлся потребителем тепловой энергии, поставляемой МУП "Теплоэнерго" до октября 2021 года. Полагает, что постановление от 21 октября 2020 года N 139-т противоречит положениям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 1 статьи 9, статье 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а установленный тариф является экономически не обоснованным, нарушает принцип равенства граждан.
Решением Пермского краевого суда от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 12 июля 2023 года кассационной жалобе Утев С.Г, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не установлено.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, констатировав принятие регионального правового акта уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка принятия, опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделал вывод об отсутствии по настоящему делу такого основания применительно к предмету проверки - тарифу на тепловую энергию (мощность) для категории "население", установленному МУП "Теплоэнерго" на период до 01 января 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда выводы судебных инстанций считает верными.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Полномочиями на установление тарифов в сфере теплоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Принятие постановления от 21 октября 2020 года N 139-т уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования в ходе рассмотрения дела установлено, по этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Как установлено при рассмотрении дела, МУП "Теплоэнерго" является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение, зоной деятельности которой является территория Соликамского городского округа Пермского края, в состав которой вошли населенные пункты село Тохтуево, село Родники, село Полодово, село Городище (согласно пункту 1 статьи 2 Закона Пермского края от 28 мая 2018 года N 236-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Соликамского муниципального района, путем объединения с Соликамским городским округом Пермского края").
6 октября 2020 года МУП "Теплоэнерго" обратилось с предложением об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Соликамского городского округа с. Городище, с. Полодово, с. Родники, с. Тохтуева.
Постановлением от 21 октября 2020 года N 139-т определены долгосрочные параметры регулирования МУП "Теплоэнерго" для формирования тарифов с использованием метода индексации; установлены тарифы для населения согласно приложению 2 на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Соликамского городского округа, село Городище, село Половодово, село Родники, село Тохтуева, которые действуют с момента вступления в силу Постановления по 31 декабря 2023 года в следующем размере (в редакции до внесения изменений постановлением от 10 ноября 2021 года N 177-т), в том числе: на период с момента вступления постановления в законную силу по 31 декабря 2020 года - 1 842, 20 руб./Гкал, с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 1 842, 20 руб./Гкал, с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 1 959, 89 руб./Гкал.
Согласно пункту 3, подпункту "б" пункта 4 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе тарифы на тепловую энергию.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
В соответствии со статьёй 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.
В данном случае тариф установлен с использованием метода индексации установленных тарифов, особенности применения которого установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Необходимой валовой выручкой (далее - НВВ) признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
Проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и материалы тарифного дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что органом регулирования обоснованно определены значение НВВ МУП "Теплоэнерго" и расчетный объем полезного отпуска, на основании которых рассчитан тариф.
Выводы судебных инстанций об экономической обоснованности осуществленного расчета, его соответствии требованиям Основ ценообразования и Методических рекомендаций коллегия кассационного суда признает правильными.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.
Пунктом 23 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы в зависимости от вида теплоносителя (вода, пар); параметров теплоносителя; системы теплоснабжения; схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения; категории (группы) потребителей (покупателей); территории поселений, городских округов в установленных границах.
Согласно экспертному заключению при расчете тарифов органом регулирования учитывались затраты на производство тепловой энергии от всех источников тепловой энергии на территории села Городище (котельная с тепловой сетью 1342, 48 п.м.), села Половодово (котельная с тепловой сетью 3139, 7 п.м.), села Родники (котельная с тепловой сетью 2120 п.м.), села Тохтуева (котельная с тепловой сетью 5179, 8 п.м.), потери тепловой энергии, загрузка котельной, расходы МУП "Теплоэнерго", определены две группы потребителей: "потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" и "население".
Таким образом, органом регулирования осуществлена дифференциация тарифов по группам потребителей с учетом параметров, определенных пунктом 23 Основ ценообразования, с соблюдением пунктов 25, 94 Основ ценообразования.
Мнение автора жалобы о том, что требованиям экономической обоснованности будет соответствовать дифференциация по иным критериям, не подтверждено объективными данными или расчетами.
Доводы о противоречии постановления от 21 октября 2020 года N 139-т нормам Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку данный Закон не применяется к спорным правоотношениям, возникшим в связи с производством, передачей тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения.
Доводы о непредоставлении информации о тарифах МУП "Теплоэнерго", ее недоступности на информационном портале административного ответчика не опровергают выводы судебных инстанций и не имеют значения при проверке нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля.
Относительно суждений Утева С.Г. о нарушении гарантированного Конституцией Российской Федерации принципа равенства коллегия кассационного суда отмечает, что проверка правовых норм на соответствие отдельным положениям Конституции Российской Федерации не может быть осуществлена в порядке административного судопроизводства судом общей юрисдикции, поскольку разрешение этого вопроса относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского краевого суда от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Утева Сергея Геннадьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 30 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.