Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1121/2022 по иску Пулатова Бурхана Юлдашевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании решения незаконным, возложении обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пулатов Б.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, после переименования - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании решения от 26 ноября 2021 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 ноября 2021 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа работы по Списку N 1. Считает решение незаконным, поскольку при расчете специального стажа по Списку N 1 ответчиком необоснованно не включены периоды его работы с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин; с 01 января 2002 года по 01 июня 2005 года в Адрасманском горнообогательном комбинате в должности подземного бурильщика; с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика, поскольку стаж работы во вредных условиях труда подтверждается записями в трудовой книжке и представленными в орган пенсионного фонда документами.
Решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционный определением судебной коллегии по гражданским делам, исковые требования Пулатова Б.Ю. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 ноября 2021 года об отказе в установлении Пулатову Б.Ю. досрочной страховой пенсии по старости незаконным; в специальный стаж работы на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Пулатова Б.Ю. зачтены периоды работы с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин в специальный стаж работы по Списку N 1; с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика в специальный стаж работы на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность назначить Пулатову Б.Ю. страховую пенсию по старости с 13 августа 2021 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
С учетом изложенного и в интересах законности, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, а также считает необходимым при рассмотрении кассационной жалобы выйти за пределы содержащихся в ней доводов, в связи с нарушением норм материального права, допущенных при рассмотрении дела судебными инстанциями и обратить внимание на не указанные в кассационной жалобе нарушения правовых норм, допущенные судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 13 августа 2021 года Пулатов Б.Ю, "данные изъяты" года рождения, обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры от 26 ноября 2021 года N 247795/21 Пулатову Б.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 августа 2021 года, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа по Списку N1 от 20 января 1991 года.
На дату обращения пенсионным органом установлено, что Пулатов Б.Ю. достиг возраста 57 лет 02 месяцев, страховой стаж составляет 15 лет 11 месяцев 17 дней, стаж по Списку N 1 - 03 года 10 месяцев 18 дней.
В страховой и специальный стаж не учтены периоды работы истца с 28 января 1985 года по 02 января 1987 года, поскольку нет подтверждения полной занятости и на подземных работах; с 01 января 2002 года по 01 июня 2005 года в Адрасманском горно-обогатительном комбинате" в должности подземного бурильщика, с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика, с 10 сентября 2008 года по 20 апреля 2010 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика, с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика, с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика), в связи с тем, что отсутствуют документы подтверждающие уплату за данные периоды страховых взносов на обязательное пенсионное либо на социальное страхование.
Из трудовой книжке Пулатова Б.Ю. следует, что он работал с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин;
с 01 января 2002 года по 01 июня 2005 год в Адрасманском горнообогательном комбинате в должности подземного бурильщика;
с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 год в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика;
с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в открытом акционерном обществе "Горно- обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика;
с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика.
Из уточняющей справки Главного управления геологии при Правительстве Республики Таджикистан от 05 мая 2021 года N 76 следует, что Пулатов Б.Ю. работал на предприятии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин в период с 28 января 1985 года по 02 января 1987 года; занятость составлял полный рабочий день, отвлечений от работы не было; указана заработная плата за весь период работы.
Из архивной справки, выданной открытым акционерным обществом "Горно-обогатительный комбинат Адрасман" от 07 июля 2021 года N 09-204 следует, что Пулатов Б.Ю. работал:
- 18 февраля 1993 года принят учеником подземного бурильщица на станке НКР-100М на участок Восточный Канимансур-1 рудника Адрасман с полным рабочим днем под землей;
- 16 августа 1993 года переведен подземным бурильщиком на станке НКР-100М по 4 разряду с полным рабочим днем под землей на том же участке;
- 20 июня 1997 года уволен;
- 01 сентября 2000 года принят на работу на участок Восточный Канимансур рудника Адрасман подземным бурильщиком на станке НКР-100М по 4 разряду с полным рабочим днем под землей;
- 01 февраля 2004 года переведен на участок Западный Канимансур рудника Адрасман подземным бурильщиком на станке НКР-100М по 4 разряду с полным рабочим днем под землей;
- 01 июня 2005 года уволен;
- 05 февраля 2007 года принят на работу на участок Западный Канимансур рудника Адрасман подземным бурильщиком на станке НКР-100М по 5 разряду с полным рабочим днем под землей;
- 27 марта 2008 года уволен;
- 10 сентября 2008 года принят на работу на участок Восточный Канимансур рудника Адрасман подземным бурильщиком на станке НКР-100М по 5 разряду с полным рабочим днем под землей;
- 20 апреля 2010 года уволен;
- 23 ноября 2010 года принят на работу на участок Восточный Канимансур рудника Адрасман подземным бурильщиком на станке НКР-100М по 5 разряду с полным рабочим днем под землей;
- 02 мая 2012 года уволен.
Открытым акционерным обществом "Горно-обогатительный комбинат Адрасман" представлены уточняющие справки в отношении Пулатова Б.Ю, подтверждающие его работу по Списку N1 от 26 января 1991 года, из содержания которых следует:
- в период работы с 18 февраля 1993 года по 15 августа 1993 года отвлечений от работы у истца не было;
- в период работы с 16 августа 1993 года по 20 июня 1997 года истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы с 09 сентября 1994 года по 24 января 1995 года, с 01 июня 1995 года по 31 июля 1995 года, с 01 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 10 марта 1996 года по 10 июня 1996 года;
- в период работы с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы с 01 февраля 2001 года по 01 июня 2005 года;
- в период работы с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года отвлечений от работы не было;
-в период работы с 10 сентября 2008 года по 20 апреля 2010 года истцу предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 01 декабря 2008 года по 28 февраля 2009 года;
- в период работы с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года отвлечений от работы не было.
Из архивной справки, выданной Управлением горнорудной промышленности и драгоценных металлов Адрасманское шахтостроительное управление от 08 июля 2021 года N 06-96 следует, что Пулатов Б.Ю. работал с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года на участке "Горный" шахты "РЭШ" (разведочно-эксплуатационная шахта) подземным бурильщиком на станке НКР-100М по 5 разряду с полным рабочим днем под землей.
Управлением горнорудной промышленности и драгоценных металлов Адрасманское шахтостроительное управление представлена уточняющая справка в отношении Пулатова Б.Ю, подтверждающая его работу по Списку N1 от 26 января 1991 года, из содержания которой следует, что в период работы с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года отвлечений от работы у истца не было.
Отделом Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан представлены справки об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сведения о переименовании предприятий в периоды работы Пулатова Б.Ю, из содержания которых следует, что работодателем производилась оплата страховых взносов в периоды работы с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года, с 10 сентября 2008 года по 20 апреля 2010 года, с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года; с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года.
Разрешая спор и включая в специальный стаж период работы с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что согласно справке N 76 от 05 мая 2021 года истец работал в экспедиции полный рабочий день, записи в трудовой книжке и справки достаточно, чтобы зачесть данный стаж истцу по Списку N 1.
Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж работы на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах периоды работы с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что периоды работы истца подтверждены трудовой книжкой, архивными справками, уточняющими справка и справкам из отдела Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан об оплате страховых взносов, пришел к выводу, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы истца на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, так как в данные периоды производилась уплата страховых взносов и профессия подземного бурильщика в шахте относится в списку профессий на подземных работах, которая дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Отказывая во включении в специальный стаж периода работы истца с 01 января 2002 года по 01 июня 2005 года в Адрасманском горнообогательном комбинате в должности подземного бурильщика, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены сведения об уплате в данный период страховых взносов.
Установив, что с учетом зачета в специальный стаж работы истца периодов работы с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года (1 год, 11 месяцев 05 дней), с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 год (1 год 01 месяц 23 дня), с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года (1 год 05 месяцев 10 дней), с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года (5 лет 01 месяц 16 дней) и ранее засчитанного ответчиком льготного стажа по Списку N 1 в размере 03 года 10 месяцев 18 дней, стаж работы истца на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах составит 13 лет 6 месяцев 12 дней и подтвержденный страховой стаж составит более 20 лет, пришел к выводу о том, что специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил более 10 лет, как и общий страховой стаж больше 20 лет, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости Пулатову Б.Ю, которому на момент обращения за назначением пенсии 13 августа 2021 года исполнилось 57 лет, возложив на пенсионный орган назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 13 августа 2021 года.
Решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 01 января 2002 года по 01 июня 2005 года в Адрасманском горнообогательном комбинате в должности подземного бурильщика в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в апелляционном порядке сторонами не оспаривалось, предметом апелляционной проверки не являлось.
В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Признавая верным вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж периоды работы с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин, суд апелляционной инстанции указал, что справкой Главного управления геологии при Правительстве Республики Таджикистан N 76 от 05 мая 2021 года подтверждается, что в период с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года истец работал в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин полный рабочий день, основанием для выдачи которой явились личная карточка Т-2, приказы по личному составу, лицевые счета, ведомости.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов работы с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика, суд апелляционной инстанции указал, что из справок уточняющих особый характер работ или условий труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости от 07 июля 2021 года N N 09-70, 09-72 и от 08 июля 2021 года N 06-97 следует, что Пулатов Б.Ю. в периоды с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года, с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года, с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года работал в должности подземного бурильщика с полным рабочим днем под землей в ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон"; рудник Адрасман занимается добычей руд цветных металлов только подземным способом; уточняющие справки составлены на основании личной карточки формы Т-2, приказов о приеме на работу, переводе и увольнении, штатного расписания, рабочей инструкции, журналов по технике безопасности, лицевых счетов, табелей учета рабочего времени; полный рабочий день Пулатова Б.Ю. на подземных работах в спорные периоды подтверждается архивными справками ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" от 07 июля 2021 года N 09-204, от 08 июля 2021 года N 06-96, которые составлены на основании личной карточки формы Т-2, приказов о приеме на работу, переводе и увольнении, лицевых счетов; из справок отдела Государственного агентства социального страхования и пенсии следует, что в период работы Пулатова Б.Ю. в ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" и Адрасманском шахтостроительном управлении уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов о включении периода работы Пулатова Б.Ю. с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин в специальный стаж работы по Списку N1, поскольку выводы судов основаны на неполно выясненных обстоятельствах, на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушениями норм процессуального права.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "а" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 1 от 1991 года);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее - Список N 1 от 1956 года).
Правом на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 1 от 1956 года в отношении периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, пользуются все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.) (подраздел 1 "Подземные работы", раздел I "Горные работы").
В соответствии со Списком N 1 от 1991 года право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлялось всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (раздел 1. Горные работы, подраздел 1. Подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников, приисков, позиция 1010100а).
Таким образом, для включения периода работы в специальный стаж по Списку N1 необходимо подтверждение работы на подземных работах.
Из материалов дела следует, что период работы истца с 25 января 1985 года по 002 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин учтены пенсионным органом в страховой стаж, но не зачтены в специальный в связи с отсутствием сведений о том, что Пулатов Б.Ю. работал на подземных работах полный рабочий день.
Судами установлено, что из трудовой книжки Пулатова Б.Ю. следует, что он работал с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин;
Из уточняющей справки Главного управления геологии при Правительстве Республики Таджикистан от 05 мая 2021 года N 76 следует, что Пулатов Б.Ю. работал на предприятии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин в период с 28 января 1985 года по 02 января 1987 года; занятость составлял полный рабочий день, отвлечений от работы не было; указана заработная плата за весь период работы.
Основываясь только на указанных документах, суды пришли к выводу о том, что указанный период подлежит включению истцу в специальный стаж по Списку N 1, тогда как из них не следует, что осуществляя трудовую деятельность в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в период с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года истец работал под землей полный рабочий день, поскольку данных сведений уточняющая справка и трудовая книжка не содержат.
Таким образом, для разрешения требования истца о включении указанного спорного периода работы в специальный стаж по Списку N1, судам следовало установить проходила ли работа Пулатова Б.Ю. на предприятии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин в период с 28 января 1985 года по 02 января 1987 года под землей полный рабочий день, что ими сделано не было.
Разрешая требование истца о включении в страховой и специальный стаж периоды работы с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в открытом акционерном обществе "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" в должности подземного бурильщика; с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика, суды пришли к верному выводу о том, что занимаемые Пулатовым Б.Ю. должности, а также наличие сведений о полной занятости на работах под землей и оплате страховых взносов позволяют зачесть указанные периоды в страховой и специальный стаж по Списку N1.
При этом суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами кассационной жалобы ответчика о том, что поскольку сведения об оплате работодателем страховых взносов были представлены только в суд и не являлись предметом рассмотрения пенсионного органа при обращении Пулатова Б.Ю. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, то данные периоды не подлежат включению в стаж. Пенсионный орган был вправе запросить данную информацию у компетентных лиц на территории Республики Таджикистан и дождаться их ответа до вынесения решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), следует, что требования граждан о назначении страховой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию, в связи с чем, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии
Таким образом, не предоставление пенсионному органу части документов при подаче заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости, не может лишать гражданина такого права, в случае их предоставления в суд.
Между тем, разрешая требования о зачете указанных спорных периодов работы истца в специальный стаж с 01 января 2013 года и приходя к выводу о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с 13 августа 2021 года, судами не учтены положения норм материального права и нарушены нормы процессуального права.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2023 года - в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 12 закона); индивидуальный пенсионный коэффициент - это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии; стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.
Порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента приведен в статье 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Указанная величина определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется, в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3). В случаях, предусмотренных данным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
Аналогичные положения были закреплены в статье 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом N 354-ФЗ) (Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).
В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 данной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем 1 данного пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (пункт 3 статьи 7).
При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях (пункт 4 статьи 7).
Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с данным Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии. Право на накопительную пенсию, а также на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством государства-члена (пункт 5 статьи 7).
Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просил обязать пенсионный орган включить в его стаж периоды работы по 22 июня 2017 года, т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
В этой связи с учетом переходных положений, закрепленных в статье 12 Соглашения ЕАЭС, судами правильно определено, что применению в данном случае подлежат положения Федерального закона "О страховых пенсиях" и Список N 1.
Между тем в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" занятость в производстве и профессиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, является не единственным условием для определения права на такую пенсию и ее назначения.
С учетом подлежащих применению норм материального права юридическое значение имеет также продолжительность страхового стажа, возраст истца на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, продолжительность специального стажа, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом право на включение в специальный стаж периодов работы с 01 января 2013 года зависит от факта уплаты дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
В нарушение требований закона, установив наличие справки, уточняющей характер работы, в том числе, в период со 01 января 2013 года по 22 июня 2017 года, а также сведений об оплате работодателем страховых взносов за указанный период, суды пришли к выводу о наличии оснований для зачета указанного периода в специальный стаж Пулатова Б.Ю. и удовлетворения заявленных истцом требований о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с 13 августа 2021 года.
Между тем согласно части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, после 01 января 2013 года засчитываются в специальный стаж при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при условии, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О специальной оценке условий труда" классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.
В силу статьи 14 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.
Таким образом, в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" включаются периоды работы в условиях, предусмотренных Списком N 1, выполнявшиеся постоянно полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени), подтвержденные в установленном законом порядке, а в отношении периодов работы с 01 января 2013 года - при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждения соответствия класса условий труда на рабочем месте вредному (3 класс) или опасному классу (4 класс) условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Указанные положения не были учтены судами обеих инстанций при рассмотрении спора.
Каких-либо доказательств уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с 01 января 2013 года в материалах дела не содержится, равно как и доказательств соответствия класса условий труда на рабочем месте вредному (3 класс) или опасному классу (4 класс) условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от класса и подкласса условий труда и установлен в отношении лиц, работающих в особых условиях труда, в размере от 2% до 8%.
Согласно статьям 18.1, 19 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы, установленные данным кодексом, являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации; налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в силу статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 01 января 2013 года возлагается на страхователей (работодателей) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01 января 2015 года - в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица (статья 4 указанного закона).
Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Согласно статье 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется, в том числе за счет страховых взносов; средств федерального бюджета.
Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение.
Трансферт на обязательное пенсионное страхование определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в статьях 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (уменьшенных на сумму доходов от дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых страхователями в соответствии со статьей 33.2 данного закона).
Из указанных положений следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу являются обязательными для страхователей, использующих труд работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, целевым назначением этих взносов является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Отделом Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан представлены в материалы дела сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом судами не установлено и не выяснено какой правовой характер носят указанные страховые взносы и могут ли они быть приравнены к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации, целью которых является обеспечение выплаты досрочных пенсий в целом в стране.
С учетом включения в страховой стаж истца периодов работы с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон", с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" и с 07 мая 2012 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении, а также при наличии учтенного страхового стажа пенсионным органом 15 лет 11 месяцев 17 дней, общее количество страхового стажа Пулатова Б.Ю. составляет 23 года 08 месяцев 06 дней.
При зачете в специальный стаж истца периодов работы с 05 февраля 2007 года по 27 марта 2008 года в ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон", с 23 ноября 2010 года по 02 мая 2012 года в ОАО "Горно-обогатительный комбинат "Адрасмон" и с 07 мая 2012 года по 31 декабря 2012 года в Адрасманском шахтостроительном управлении, а также при наличии учтенного пенсионным органом специального стажа истца 03 года 10 месяцев 18 дней, общее количество специального стажа истца составляет 07 лет 01 месяц 16 дней, что дает возможность для назначения досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.
Поскольку Пулатов Б.Ю, "данные изъяты" года рождения, достигнет возраста 60 лет 05 июня 2024 года, то со снижением возраста на 7 лет право выхода у него на досрочную страховую пенсию по старости возникло в 53 года, то есть с 05 июня 2017 года. Обратившись с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 13 августа 2021 года, Пулатов Б.Ю. уже имел необходимое количество специального стажа по Списку N1 для выхода на досрочную страховую пенсию по старости.
Между тем, судами обеих инстанций оставлено без внимания и в материалах дела отсутствуют сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента Пулатова Б.Ю. с учетом включенных периодов в страховой и специальный стаж по состоянию на 13 августа 2021 года.
Поскольку от размера величины индивидуального пенсионного коэффициента, который должен составлять не менее 30, зависит назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а суды данное юридически значимое обстоятельство оставили без оценки, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о назначении Пулатову Б.Ю. досрочной страховой пенсии по старости с 13 августа 2021 года.
Учитывая изложенное, оспариваемые решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 марта 2023 года, в той части, которой на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность зачесть Пулатову Бурхану Юлдашевичу в специальный стаж по Списку N1 периоды работы с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин и с 01 января 2013 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика, а также назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13 августа 2021 года, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в отмененной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 марта 2023 года в той части, которой на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность зачесть Пулатову Бурхану Юлдашевичу в специальный стаж по Списку N1 периоды работы с 25 января 1985 года по 02 января 1987 года в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции в должности ученика помощника бурильщика скважин, помощника бурильщика скважин и с 01 января 2013 года по 22 июня 2017 года в Адрасманском шахтостроительном управлении в должности подземного бурильщика, а также назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13 августа 2021 года, отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.