Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5380/2022 по иску Теплоуховой Ларисы Леонидовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконными, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие, по кассационной жалобе Теплоуховой Ларисы Леонидовны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Теплоухова Л.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения от 27 января 2022 года незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав путем принятия решения о назначении мер социальной поддержки в отношении несовершеннолетних детей с января 2022 года и до достижения каждым из детей возраста 17-ти лет.
В обоснование заявленных требований указала, что решением мирового судьи судебного участка N 8 Свердловского судебного района г.Перми с Теплоухова Б.Л. в ее пользу взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей - "данные изъяты" Она обратилась к ответчику с заявлением об установлении ежемесячного пособия на ребенка от 8 до 17-ти лет в отношении детей. Решением пенсионного органа от 27 января 2022 года ей отказано в установлении пособия, поскольку брак между ней и Теплоуховым Б.Л. не расторгнут.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 21 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2023 года, исковые требования Теплоуховой Л.Л. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Теплоухова Л.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с пунктом 2 частью 4 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю переименовано на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Истец Теплоухова Л.Л, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Теплоухова Л.Л. и "данные изъяты" состоят в браке с 30 августа 1996 года и являются родителями: "данные изъяты"
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 марта 2018 года "данные изъяты" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества.
Решением мирового судьи судебного участка N 8 Свердловского судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Свердловского судебного района г. Перми, от 23 апреля 2018 года с "данные изъяты" в пользу Теплоуховой Ларисы Леонидовны взысканы алименты на содержание детей в размере ? части всех видов заработка и (или) иного дохода, начиная с 22 февраля 2018 года и до совершеннолетия "данные изъяты"; далее взыскивать с "данные изъяты" в пользу "данные изъяты" алименты на содержание детей в размере 1/3 части всех видов заработка и (или) иного дохода, до совершеннолетия "данные изъяты"; далее взыскивать с "данные изъяты" в пользу "данные изъяты" алименты на содержание детей в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода, до совершеннолетия "данные изъяты" года рождения.
23 января 2022 года Теплоухова Л.Л. обратилась к ответчику с заявлением об установлении ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17-ти лет.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 27 января 2022 года Теплоуховой Л.Л. отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных, а именно тем, что заявитель не является одиноким родителем, состоит с отцом детей в браке.
Не согласившись с законностью отказа ответчика в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, ввиду нарушения ее права на получение гарантированных выплат, Теплоухова Л.Л. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", исходил из того, что право на ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет имеют семьи, в которых родители разведены и один из них имеет право на алименты; наличие судебного решения о взыскании алиментов в данном случае безусловным основанием для признания права истца на получение указанного пособия не является, поскольку заявитель не соответствует категории семей, имеющих право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предусмотренной приведенным законодательством.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В обжалуемых судебных постановлениях приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано верное толкование норм материального права (статьям 10.1, 10.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений), Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1037), подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы Теплоуховой Л.Л. о том, что перечень требований к лицам, которым может быть назначено данное пособие, является исчерпывающим и не содержит условия о том, что родители ребенка обязательно должны быть в разводе, и тот факт, что исполнительный документ о взыскании алиментов ею не предъявлялся для принудительного взыскания, повторяют позицию истца при рассмотрении дела и основаны на неверном понимании норм материального права.
В данном случае, с учетом всех установленных обстоятельств, судами сделан верный вывод о том, что для назначения указанного пособия необходима совокупность условий в том правовом понимании, которое законодатель в рамках своих дискреционных полномочий установилв качестве оснований для возникновения права на данную меру социальной поддержки.
Статьи 10.1 и 10.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которые определяют право на получение на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, введены Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для издания указанного Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ подготавливался паспорт законопроекта, куда вошло заключение Федерального Собрания Российской Федерации Комитета Совета Федерации по социальной политике от 19 мая 2021 года N 3.8-03/2448.
Из содержания указанного заключения следует, что Федеральный закон направлен на усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в государственной поддержке.
Право на пособие на ребенка имеют единственный родитель детей в возрасте от восьми до шестнадцати лет включительно или родители (законные представители) таких детей, в отношении которых должна на основании судебного решения осуществляться уплата алиментов, и среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Законом о прожиточном минимуме на дату обращения за назначением указанного пособия.
В случае наличия в семье нескольких детей этого возраста пособие на ребенка выплачивается на каждого из них.
Пособие на ребенка выплачивается со дня достижения им возраста восьми лет, если обращение за его назначением последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с 1 июля 2021 года. В остальных случаях пособие на ребенка выплачивается со дня обращения за его назначением. Выплата пособия на ребенка прекращается по достижении ребенком возраста семнадцати лет.
Пособие на ребенка устанавливается на двенадцать месяцев. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения.
Порядок и условия назначения и выплаты пособий, требования к составу семьи и перечню видов дохода, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1037 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении.
Из содержания абзаца 50 раздела III указанных Правил (действовавших на момент спорных правоотношений) следует, что в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого такому родителю (иному законному представителю) предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов (далее - судебное решение), при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Таким образом, из анализа указанных выше положений следует, что правом на получение пособия обладают одинокие родители или те, в пользу которых со второго родителя взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей. При этом под взысканием алиментов понимается не просто формальное вынесение судебного постановления, а именно то, что по принятому документу осуществляется уплата алиментов.
Поскольку на момент обращения истца 23 января 2022 года с заявлением о назначении пособия на детей она состояла в браке с отцом несовершеннолетних детей и отсутствовали сведения о том, что оплата взысканных алиментов производится Тихоновым Б.Л. по вынесенному судебному постановлению, то правовых оснований для назначения истцу пособия у пенсионного органа не имелось.
Толкование истцом указанных выше положений норм права о том, что достаточно наличия судебного решения по взысканию алиментов, сведений о расторжении брака между родителями несовершеннолетних детей не нужно, как и доказательств уплаты алиментов, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречит тем задачам, которые ставил законодатель при подготовке указанного выше закона.
Суды обоснованно исходили из того, что в данном случае решение о взыскании алиментов для принудительного исполнения не предъявлено, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости в выплате алиментов, а также обоснованно учли наличие полной семьи, в связи с чем, пришли к верному выводу об отсутствии оснований для назначения пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предусмотренного статьей 10.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (утратившей силу с 01 мая 2022 года).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Теплоуховой Ларисы Леонидовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.