Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4837/2023 по административному исковому заявлению Б. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям"
по апелляционной жалобе Б. на решение Московского городского суда от 3 мая 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Москвы по доверенностям С, Ш, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Триполевой А.И, судебная коллегия
установила:
28 декабря 2016 года Правительством Москвы принято постановление N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям", которое опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 47, 30 декабря 2016 года и на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 11 января 2017 года.
Названным постановлением установлено, что с 1 января 2017 года дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.
Пунктом 2 постановления утвержден Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение) (далее - Порядок).
На дату рассмотрения административного дела постановление Правительства Москвы N 954-ПП действовало с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Москвы от 28 февраля 2023 года N 289-ПП, которые вступили в силу с 1 марта 2023 года.
Б. (далее также - административный истец) обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия пункта 2.2, пункта 2.4 и пункта 2.4.2 Порядка оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года N 954-ПП "О введении имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие оспариваемых норм положениям статьи 31 и 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту "д" пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", а также статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации.
Полагал, что оспариваемые нормативные положения, послужившие основанием для отказа ему в назначении ежемесячной выплаты на детей, нарушают его права и законные интересы, поскольку противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Московского городского суда от 3 мая 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт как незаконный и необоснованный, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; ненадлежащую правовую оценку, имеющихся в деле доказательств; неправильное применение норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Москвы и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Б, заинтересованное лицо - Департамент городского имущества города Москвы, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Административный истец представил отзыв на возражения участвовавшего в деле прокурора.
Учитывая требования статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Так, оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, опубликован в печатном издании и размещён на официальном сайте Правительства Москвы, то есть соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия. В указанной части решение суда не оспаривается.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что порядок принятия оспариваемого в части нормативного правового акта являлся предметом проверки суда в рамках административного дела N, в котором оспаривались иные его положения.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статьи 7, 39), которая, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
Статьей 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее также - Основные требования) утверждены:
- основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Пунктом 19 Основных требований закреплено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Кроме того, приведенными Основными требованиями высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также установить требования к имущественной обеспеченности семей.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", статьей 2 которой установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащего им имущества на праве собственности.
Учет имущества при решении вопроса об оказании государственной социальной помощи позволяет выявлять действительно нуждающихся в социальной поддержке граждан.
На территории города Москвы 28 декабря 2016 года принято постановление Правительства Москвы N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям", которым утвержден Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).
Пунктом 2.2 Порядка (в оспариваемой редакции) при оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
- состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети (п.п. 2.2.1);
- одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети (п.п. 2.2.2).
В соответствии с пунктами 2.4 и 2.4.2 Порядка меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относится приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.
Анализ оспариваемых региональных норм в совокупности с приведенным федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу, свидетельствует о том, что оспариваемые положения фактически в полном объеме повторяют пункт 19 Основных требований, а также согласуются со статьей 2 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований сделан правильно, что убедительно мотивировано в решении суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Москвы от 20 декабря 2022 года N 2909-ПП "Об установлении прожиточного минимума в городе Москве на 2023 год", на которые истец ссылается в апелляционной жалобе, не регулируют отношения в области расчета среднедушевого дохода семьи для признания ее малоимущей и оказания ей государственной социальной помощи.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.