Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-139/2023 по апелляционным жалобам Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, Рыкунова Владимира Владимировича на решение Владимирского областного суда от 22 августа 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира об отмене регистрации кандидата в депутаты законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Рыкунова Владимира Владимировича, выдвинутого избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира Коркина А.Ю, представителей Избирательной комиссии Владимирской области Исаевой Н.А, Бриль Е.В, административного ответчика Рыкунова В.В, представителя административного ответчика и избирательного объединения "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" Минец К.М, заключение прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2023 года N 171 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 11 мая 2023 года N 58 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 11 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Владимира.
21 июля 2023 года Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района города Владимира (далее ТИК) принято постановление N N о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Рыкунова В.В, выдвинутого избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
18 августа 2023 года ТИК приняла постановление N 127 "Об обращении во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Рыкунова Владимира Владимировича, выдвинутого избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
18 августа 2023 года ТИК обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Рыкунова В.В, выдвинутого избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
В обоснование заявленных требований ТИК указано, что после регистрации кандидатом в депутаты Рыкунова В.В, стало известно, что к моменту представления им необходимых для регистрации кандидата документов и последующей регистрации, он владел иностранными финансовыми инструментами. Обязанность по отчуждению иностранных финансовых инструментов им не исполнена, что является основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты, предусмотренным подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Решением Владимирского областного суда от 22 августа 2023 года административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира удовлетворено, отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Рыкунова В.В, выдвинутого избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
Согласившись с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции представитель Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира обратился с апелляционной жалобой, процессуальный срок на подачу которой восстановлен определением суда от 29 августа 2023 года, в которой поставлен вопрос об изменении решения суда первой инстанции в части, касающейся содержания мотивировочной и резолютивной частей. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что мотивировочную часть решения необходимо дополнить информацией о том, что отчёт о проверке сведений о счетах, вкладах и ценных бумагах, принадлежащих кандидатам (их супругам и несовершеннолетним детям), выгруженный из ГАС "Выборы" от 17 августа 2023 года, представленный Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, подтверждает сведения о наличии у Рыкунова В.В. иностранных ценных бумаг по состоянию на 27 июля 2023 года (на дату загрузки сведений депозитарием "данные изъяты"). По мнению представителя, в резолютивной части решения суда необходимо указать на удовлетворение административного требования административного истца "полностью", так же указать, что кандидат Рыкунов В.В, выдвинутый избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", зарегистрирован постановлением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира 21 июля 2023 года.
В апелляционной жалобе Рыкунов В.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. По мнению Рыкунова В.В, судом первой инстанции в нарушение норм материального права неправильно определён порядок учёта возникновения, прекращения и перехода прав на иностранные ценные бумаги. Признавая, поступившие из "данные изъяты" сведения в качестве доказательств наличия у Рыкунова В.В. иностранных финансовых инструментов, судом первой инстанции не исследован статус участника рынка ценных бумаг - "данные изъяты" не проанализирована структура учёта прав владельцев иностранных финансовых инструментов, отражаемых на лицевых счетах депонентов банка, не выяснены сведения о реестродержателях и расчётных депозитариях указанных иностранных ценных бумаг.
Относительно доводов апелляционной жалобы Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района города Владимира прокурором представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности обжалуемого судебного решения.
В возражениях Избирательной комиссии Владимирской области на доводы апелляционной жалобы Рыкунова В.В. выражена просьба об их отклонении.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 1 статьи 39, пункта 3.3 статьи 33, пункта 1.6 статьи 38, подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", пунктов 1, 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", учитывая установленные по делу обстоятельства, пришёл к выводу о наличии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные ТИК требования.
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 3-2 статьи 28, пункте 2-5 статьи 33, подпункте "и" пункта 7 статьи 75 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Владимирской области".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 6.1 этой же статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, данного запрета (далее - проверка) является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет.
Указанная информация может быть представлена в письменной форме в установленном порядке:1) правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями; 2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; 3) Общественной палатой Российской Федерации; 4) общероссийскими средствами массовой информации. Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении проверки (части 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
Пункты 6.2 - 6.7 статьи 33, статья 60 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливают, что избирательные комиссии при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами вправе направлять в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации; созданные при избирательных комиссиях контрольно-ревизионные службы организуют проверки соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У установлен порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы. (далее Указание Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У).
В силу пункта 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы".
Согласно пункту 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Участники рынка обязаны обеспечить получение запросов избирательных комиссий о предоставлении сведений и направление ответов на них (пункт 3 Указания Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 4012-У).
С учётом анализа приведённых норм, взаимодействие между избирательными комиссиями и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 7 июля 2023 года Рыкунов В.В. представил в ТИК документы, уведомляющие о выдвижении его избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России" кандидатом на выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11.
12 июля 2023 года Рыкунов В.В. представил в ТИК документы, необходимые для его регистрации, как кандидата, в том числе, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем указанному кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах.
В письменном уведомлении от 10 июня 2023 года Рыкунов В.В. сообщил, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
21 июля 2023 года ТИК принято постановление N 106 о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Рыкунова В.В, выдвинутого избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
На основании изложенных выше положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательной комиссией была организована проверка достоверности представленных кандидатами сведений в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У, с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации, по результатам которой получены сведения о том, что Рыкунов В.В. владел иностранными финансовыми инструментами среди которых: 9 штук депозитарных расписок "данные изъяты"), 3 штуки акций "данные изъяты", 1 штука акции "данные изъяты", 21 штука депозитарных расписок "данные изъяты", 25 штук акций "данные изъяты", 12 штук акций "данные изъяты"), 9 штук акций "данные изъяты" 11 штук акций "данные изъяты" 21 штука акций "данные изъяты", 2 штуки акций "данные изъяты".
Из представленных сведений усматривается, что имеющимся у Рыкунова В.В. ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN), которые отображаются на официальном сайте Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), который наделен статусом центрального депозитария приказом ФСФР России от 6 ноября 2012 года N 12-2761/ПЗ-И, при вводе их реквизитов в разделе "Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации", странами эмитентами указаны Германия и США соответственно.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к нерезидентам отнесены юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (пункты "б", "в").
Таким образом, по делу установлено, что на дату регистрации кандидатом в депутаты, 21 июля 2023 года, ТИК не располагала сведениями о владении Рыкуновым В.В. иностранными финансовыми инструментами. Указанное обстоятельство административным ответчиком в суде первой и апелляционной инстанций по существу не опровергнуто.
В пункте 93 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.
В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт "а.2" пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что кандидат Рыкунов В.В. допустил нарушение установленного пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ запрета на владение иностранными финансовыми инструментами на момент представления документов, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов в законодательное Собрание Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11, что влечет за собой отмену регистрации кандидата.
В рамках проверки доводов Рыкунова В.В. о выполнении им юридически значимых действий, а именно передачи им иностранных акций в пользу третьего лица, уведомление брокера - "данные изъяты" о состоявшемся факте передачи и фактическое прекращение участия в иностранных активах, в свою очередь, действия и (или) бездействие как самого брокера, так и иных лиц, для настоящего дела правовых последствий не имеют, судом первой инстанции установлено следующее.
После получения ТИК результатов проверки Рыкуновым В.В. была представлена копия договора дарения акций от 11 мая 2023 года, согласно которому все выявленные в ходе проверки ценные бумаги подарены Рыкуновой С.Д. Пунктами 1.2, 3.2, 4.1 договора указано, что оформление дарения производится в "данные изъяты" являющимся держателем реестра акционеров. При этом даритель или одаряемый обязуются обратиться в "данные изъяты" для внесения в реестр акционеров записи о переходе права собственности на акции. Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что акции переходят к одаряемому с момента подписания договора. 15 мая 2023 года Рыкунова С.Д. и 24 июня 2023 года Рыкунов В.В. обращались к "данные изъяты" о зачислении данных ценных бумаг на имя Рыкуновой С.Д. 3 июля 2023 года "данные изъяты" дан ответ Рыкунову В.В. о том, что ценные бумаги заблокированы, и продать их пока не получится.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. Законом или договором правообладателя с лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, могут быть предусмотрены иные основания и условия списания ценных бумаг и их зачисления, в том числе возможность списания ценных бумаг со счета лица, совершившего отчуждение, без представления его распоряжения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" право на эмиссионную ценную бумагу переходит к приобретателю: 1) в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с даты внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя; 2) в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - с даты внесения приходной записи по счету депо приобретателя. Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с даты перехода прав на эту ценную бумагу (далее Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-Ф).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы административного ответчика, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в силу пункта 1 статьи 7 Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-Ф депозитарной деятельностью признается оказание услуг по учету и переходу прав на бездокументарные ценные бумаги и обездвиженные документарные ценные бумаги, а также по хранению обездвиженных документарных ценных бумаг при условии оказания услуг по учету и переходу прав на них, и в случаях, предусмотренных федеральными законами, по учету цифровых прав.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ лицо, пользующееся услугами депозитария по учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Договор между депозитарием и депонентом об оказании услуг по учету прав на ценные бумаги именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой частью депозитарного договора.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ если иное не предусмотрено федеральным законом, депозитарий, осуществляющий учет прав на ценные бумаги, обязан оказывать депоненту услуги, связанные с получением доходов в денежной форме по таким ценным бумагам и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг денежных выплат. Депозитарий обязан совершать все предусмотренные законодательством Российской Федерации и депозитарным договором с депонентом действия, направленные на обеспечение получения депонентом всех выплат, которые ему причитаются по таким ценным бумагам.
В материалы административного дела представлены отчеты о проведенных операциях по счетам ДЕПО от 22 июня 2023 года, подтверждающим права на ценные бумаги на конец операционного дня календарной даты, указанной в отчёте, выявленные по результатам проверки иностранные финансовые инструменты (ценные бумаги) принадлежат Рыкунову В.В, позволившие суду первой инстанции установить, что в реестр акционеров записи о переходе права собственности на данные ценные бумаги не поступали.
Так же в материалы дела представлен отчёт о проверке сведений о счетах, вкладах и ценных бумагах, принадлежаших кандидатам (их супругам и несовершеннолетним детям), выгруженный из ГАС "Выборы" от 17 августа 2023 года, представленный ТИК, о наличии у Рыкунова В.В. иностранных ценных бумаг по состоянию на 27 июля 2023 года (на дату загрузки сведений депозитарием "данные изъяты").
Кроме того, согласно письменным возражениям административного ответчика в ходе рассмотрения дела и 5 копиям поручений на совершение Депозитарной операции от 21 августа 2023 года в отношении ценных бумаг, представленным Рыкуновым В.В. в суд, процедура зачисления указанных иностранных финансовых инструментов на брокерский счет Рыкуновой С.Д. в "данные изъяты" в настоящее время осуществляется в индивидуальном порядке номинальным держателем на основании договора дарения от 11 мая 2023 года.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы Рыкунова В.В. на дату его регистрации кандидатом в депутаты, 21 июля 2023 года, он владел иностранными финансовыми инструментами, что в соответствии с требованиями избирательного законодательства является основанием для отмены его регистрации.
При этом судебная коллегия исходит из того, что представленный договор дарения акций от 11 мая 2023 года не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку не подтверждает переход прав, закрепленных эмиссионной ценной бумагой.
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О повышенные требования, предъявляемые к качеству организации избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего законодательного регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимосвязей с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав.
Установив наличие предусмотренного федеральным законом основания для отмены регистрации кандидата, суд первой инстанции правомерно удовлетворил административный иск ТИК об отмене регистрации Рыкунова В.В.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В силу требований пункта 1 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).
Вопреки доводам апелляционной жалобы ТИК, судом рассмотрены все заявленные административные исковые требования.
В резолютивной части решения суда указано: административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира удовлетворить. Отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 Рыкунова Владимира Владимировича, выдвинутого избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
Изложение резолютивной части решения суда подобным образом не противоречит нормам действующего процессуального законодательства. Из её содержания не усматривается двоякого толкования, в ней точно указано существо требований. Не указание в резолютивной части "кандидат Рыкунов В.В, выдвинутый избирательным объединением "Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", зарегистрирован постановлением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира 21 июля 2023 года" не влечёт неясности резолютивной части решения.
Согласно части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ТИК, в решении суда дана оценка всем письменным доказательствам, в том числе отчёту о проверке сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидатам (их супругам и несовершеннолетним детям) ГАС "Выборы" от 17 августа 2023 года.
Таким образом, решение Владимирского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владимирского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира, Рыкунова Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.