Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1154/2023 по апелляционной жалобе представителя административного истца Локшиной Ирины Геннадьевны на решение Московского областного суда от 30 августа 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Перебиковского Эдуарда Васильевича - кандидата в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17, выдвинутого избирательным объединением "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЛДПР-ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ" об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы на дополнительных выборах депутата Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17 Янкова Кирилла Вадимовича, выдвинутого избирательным объединением "Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителя административного истца Локшиной И.Г, представителя окружной избирательной комиссией Пушкинского одномандатного избирательного округа N 17 Матвеева М.В, представителя Янкова К.А. - Сюзюмова А.И, заключение прокурора Ветлицына Д.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Избирательной комиссии Московской области N 42/334-7 от 8 июня 2023 года, официально опубликованным 9 июня 2023 года, назначены на 10 сентября 2023 года дополнительные выборы депутата Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17.
Согласно решения Избирательной комиссии Московской области от 8 июня 2023 года N 43/335-7 полномочия окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа N 17 при проведении дополнительных выборов депутата Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17 возложены на территориальную избирательную комиссию города Щелково.
19 июля 2023 года окружной избирательной комиссией Пушкинского одномандатного избирательного округа N 17 принято решение N 7/1-МОД о регистрации кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17 Перебиковского Э.В, выдвинутого избирательным объединением "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЛДПР-ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ".
Решением окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа N 17 от 31 июля 2023 года N N Янков К.В, выдвинутый избирательным объединением Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17.
21 августа 2023 года Перебиковский Э.В. обратился в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы на дополнительных выборах по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17 Янкова К.В, выдвинутого избирательным объединением "Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое решение от 31 июля 2023 года N N принято административным ответчиком при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Административный истец указывает, что на момент представления документов для регистрации в избирательную комиссию, 23 июля 2023 года, кандидат в депутаты Янков К.В. имел незакрытые счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении им требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
По мнению административного истца, решение от 31 июля 2023 года N 8/2-МОД о регистрации кандидата Янкова К.В. принято окружной избирательной комиссией в нарушение принципа равенства кандидатов, предусмотренного частью 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Решением Московского областного суда от 30 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Перебиковскому Э.В. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции представитель административного истца Перебиковского Э.В. - Локшина И.Г. обратилась с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований об отмене регистрации кандидата в депутаты Янкова К.В. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции о законности регистрации кандидата в депутаты не соответствует установленным обстоятельствам дела. Сведения о банковских счетах (вкладах, электронных средствах платежа) от 23 августа 2023 года, представленные Янковым К.В. и от 24 марта 2023 года, представленные УФНС России по Московской области на запрос суда, не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт закрытия кандидатом счетов в банках, поскольку единственным источником информации для них являлось уведомление Янкова К.В. от 21 августа 2023 года. Кроме того, не подтверждают факт закрытия счетов в иностранных банках сведения, полученные ЦИК России из ФНС России от 29 августа 2023 года и информация Росфинмониторинга по ЦФО от 30 августа 2023 года, содержащие указание на уведомление Янкова К.В. в налоговые органы 21 августа 2023 года.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности обжалуемого судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 3.3 статьи 33, пункта 14.3 статьи 35, пункта 1.6 статьи 38, подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Согласно пункту 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены частью 4.3 статьи 21 Закона Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы".
Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 6.1 этой же статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, данного запрета (далее - проверка) является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет.
Указанная информация может быть представлена в письменной форме в установленном порядке:1) правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями; 2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; 3) Общественной палатой Российской Федерации; 4) общероссийскими средствами массовой информации. Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении проверки (части 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
Пункты 6.2 - 6.7 статьи 33, статья 60 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливают, что избирательные комиссии при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами вправе направлять в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации; созданные при избирательных комиссиях контрольно-ревизионные службы организуют проверки соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона.
Как следует из материалов дела 17 июля 2023 года Янков К.В. представил в окружную избирательную комиссию Пушкинского одномандатного избирательного округа N 17 документы, уведомляющие о выдвижении избирательным объединением "Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
23 июля 2023 года Янков К.В. представил документы, необходимые для его регистрации, как кандидата на дополнительных выборах депутата Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17.
В письменном уведомлении от 21 июля 2023 года Янков К.В. сообщил, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
31 июля 2023 года окружной избирательной комиссией Пушкинского одномандатного избирательного округа N 17 принято постановление N N о регистрации Янкова К.В, кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17, выдвинутого избирательным объединением Московское областное региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
На основании изложенных выше положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательной комиссией организована проверка достоверности представленных кандидатом сведений, по результатам которой получены сведения Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области о том, что Янков К.В. по состоянию на 3 августа 2023 года владеет счетами, открытыми в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а именно в "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес" (дата открытия счета ДД.ММ.ГГГГ, на дату информирования открыты), а также в "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес" (дата открытия счета ДД.ММ.ГГГГ, на дату информирования открыт).
В пункте 93 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии избирательному законодательству документов, представленных Янковым К.В. в избирательную комиссию для его регистрации кандидатом в депутаты, судом первой инстанции исследован вопрос о выполнении кандидатом указанных выше требований федерального и регионального законодательства.
Согласно пояснениям Янкова К.В. в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в начале июля 2023 года через личные кабинеты иностранных банков, им поданы заявления о закрытии счетов. 21 июля 2023 года счета в иностранных банках закрыты. Исполняя обязанность об уведомлении налоговых органов в месячный срок, 21 августа 2023 года им направлено уведомление в налоговый орган, через личный кабинет налогоплательщика, о закрытии счетов в иностранных банках 21 июля 2023 года. Указанные уведомления налогового органа представлены Янковым К.В. в материалы дела.
В обоснование указанной позиции, Янковым К.В. также в материалы дела предоставлены сведения ФНС России о банковских счетах (вкладах) по состоянию на 23 августа 2023 года, согласно которым счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а именно в "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес", а также в "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес", закрыты 21 июля 2023 года.
В рамках проверки доводов Янкова К.В. о выполнении им юридически значимых действий, а именно закрытии счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, судом первой инстанции установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", с Приказом ФНС России от 24 апреля 2020 года N N, налогоплательщик (резидент) в течение месяца со дня открытия (закрытия) счета (вклада) в иностранном банке или со дня изменения его реквизитов обязан уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета - по месту жительства (при отсутствии такового - по месту пребывания на территории РФ) либо налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Представить уведомление в налоговую инспекцию можно лично или через представителя, по почте, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
На основании судебного запроса в материалы дела поступило письмо Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 24 августа 2023 года N N, из которого следует, что 21 августа 2023 года через личный кабинет налогоплательщика в электронном виде в налоговый орган Янковым К.В. направлены Уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в отношении пяти счетов с указанием даты закрытия - 21 июля 2023 года.
Из сообщения на судебный запрос Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО, по информации ФНС России на 21 июля 2023 года все счета в иностранных банках Янковым К.В. закрыты. В ходе проверки по базе данных Росфинмониторинга сведения об использовании собственных счетов в иностранных банках отсутствуют.
Из заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по настоящему административному делу следует, что 29 августа 2023 года ЦИК РФ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия обратилась с целью проверки кандидатом выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона в Федеральную налоговую службу. В ответ получены сведения о том, что Янковым К.В. четыре счета в банке "данные изъяты" и один счёт в банке "данные изъяты" были закрыты 21 июля 2023 года, то есть до момента представления документов, необходимых для регистрации кандидата. Поскольку опровергающих указанную информацию сведений в ЦИК России не имеется, то оснований для вывода о том, что кандидатом Янковым К.В. не выполнена обязанность, предусмотренная пунктом 4.3 статьи 21 Закона Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы", не имеется.
Отклоняя довод административного истца о неисполнении кандидатом Янковым К.В. обязанности по закрытию счетов в иностранных банках, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из требований пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует обязанность кандидата к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Из представленного подтверждения о приеме документов окружной избирательной комиссией следует, что Янков К.В. представил документы для регистрации в качестве кандидата 23 июля 2023 года.
Анализ установленных по делу обстоятельств и представленные доказательства об исполнении Янковым К.В. обязанности по закрытию счетов в иностранных банках 21 июля 2023 года, до момента представления требуемых документов, необходимых для регистрации кандидата - 23 июля 2023 года, позволили суду первой инстанции сделать обоснованный вывод об отклонении доводов административного истца о неисполнении Янковым К.В. обязанности о закрытии счетов в иностранных банках до его регистрации кандидатом в депутаты, что согласуется с положениями пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 4.3 статьи 21 Закона Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы".
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным, административный иск удовлетворению не подлежал, в связи с чем судебное решение об отказе в удовлетворении иска является законным.
В суде апелляционной инстанции также не нашли подтверждения доводы апелляционной жалобы о нарушении кандидатом Янковым К.В. требований пункта 3.3 статьи 33, пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда о законности оспариваемого решения окружной избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Таким образом, решение Московского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Локшиной Ирины Геннадьевны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.