Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б. при секретаре судебного заседания Андамовой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-224/2022 по кассационной жалобе административного истца Кузнецова Германа Евгеньевича и его представителя Ушакова Дмитрия Анатольевича на решение Североморского гарнизонного военного суда от 26 октября 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 16 февраля 2023 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего "данные изъяты" "звание" Кузнецова Г.Е. об оспаривании действий жилищной комиссии "данные изъяты", связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административных ответчиков Анчутина А.В. об отказе в удовлетворении жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 26 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 16 февраля 2023 г, Кузнецову Г.Е. отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным решение жилищной комиссии "данные изъяты" от 1 июня 2022 г, об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязав указанный жилищный орган отменить это решение.
В поданной 27 июля 2023 г. кассационной жалобе административный истец и его представитель, выражая несогласие с судебными актами, просят их отменить ввиду нарушения судами норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении требований административного иска.
В обоснование жалобы они, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок обеспечения жильем военнослужащих, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Кузнецов Г.Е, как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. имеет право во время прохождения военной службы быть обеспеченным жилым помещением за счет средств федерального бюджета неограниченное число раз при перемене места прохождения военной службы. Полагают, что административный истец может быть принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении во вновь избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы в "данные изъяты".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Кузнецов Г.Е. первый контракт о прохождении военной службы заключил ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу на различных должностях "данные изъяты" С ДД.ММ.ГГГГ он с составом семьи... человек проживает в служебной четырехкомнатной квартире общей площадью 79, 9 кв.м, по адресу: "адрес"
С ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Г.Е. с указанным составом семьи принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой обеспечения в виде жилищной субсидии по месту прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением Кузнецову Г.Е. на основании его заявления и решения начальника федеральное государственное казенное учреждение "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") от 25 августа 2017 г. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) без учета матери в сумме "данные изъяты" Указанное решение Кузнецовым Г.Е. в судебном порядке не обжаловалось.
Решением начальника ФГКУ "Северрегионжилье" от 7 сентября 2017 г. административный истец снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Г.Е. обратился в жилищную комиссию "данные изъяты" с рапортом, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении и принять на учет для обеспечения жилым помещением по договору социального найма в "данные изъяты" составом семьи... человек ("данные изъяты").
Приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - главного военного прокурора от 27 апреля 2022 г. "данные изъяты" Кузнецов Г.Е. освобожден от занимаемой должности и уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом "данные изъяты" от 12 мая 2022 г. исключен из списков личного состава "данные изъяты" с 13 мая 2022 г.
При этом решением жилищной комиссии "данные изъяты" от 1 июня 2022 г, оформленным протоколом, Кузнецову Г.Е. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он реализовал свое право на обеспечение жильем, получив жилищную субсидию в ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76- ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 и п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно проанализировали приведенные нормы права и пришли к обоснованному выводу о том, что Кузнецов Г.Е, как реализовавший свои жилищные права за счет государства в лице Министерства обороны Российской Федерации, не вправе повторно претендовать на обеспечение жильем за счет государственных средств, а потому решение жилищной комиссии "данные изъяты" от 1 июня 2022 г. об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях является законным и прав административного истца не нарушает.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, их обоснованность у суда кассационной инстанции не вызывает сомнений и согласуются с правовыми позициями, неоднократно выраженными в определениях Конституционного Суда Российской Федерации в том числе в определении от 13 января 2022 г. N 3-О, согласно которому государство, гарантируя военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных ФЗ "О статусе военнослужащих", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, одновременно установило специальные правила и условия предоставления жилищных гарантий, к которым, в частности, относится требование об однократности их предоставления военнослужащим, содержащееся в абз. 1 п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Иные доводы авторов кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и по своей сути сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177, 327, п. 1, ч. 1 ст. 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 26 октября 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 16 февраля 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца Кузнецова Германа Евгеньевича и его представителя Ушакова Дмитрия Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 сентября 2023 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.