Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б. при секретаре судебного заседания Андамовой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1/2023 по кассационной жалобе представителя административного истца Фирсовой Татьяны Александровны на решение Читинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2023 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 15 июня 2023 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Птухи Ивана Сергеевича об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с удержанием денежных средств на индивидуальном накопительном счете (далее - ИНС) военнослужащего, неначислением, невыплатой накоплений как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и начислением долга.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Читинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Восточного окружного военного суда от 15 июня 2023 г, Птухе И.С. отказано в удовлетворении вышеуказанного административного искового заявления.
В поданной 17 июля 2023 г. кассационной жалобе представитель административного истца Фирсова Т.А, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении требований административного иска.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие обеспечение военнослужащих жильем посредством НИС и предоставление им целевого жилищного займа (далее - ЦЖЗ), приводит доводы, суть которых сводится к тому, что стороной административного ответчика не принято во внимание, что Птуха И.С. вновь заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации. Полагает, что расчет начислений и долга произведен неправильно, при этом считает, что поскольку Птуха И.С. не был своевременно уведомлен о необходимости возврата ЦЖЗ, то проценты не подлежат начислению. В заключение указывает, что процедура самовольного обращения взысканий на ИНС после повторного включения лица в реестр участников НИС законом не предусмотрена, и административный ответчик должен был обратиться за разрешением данного спора в суд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Птуха И.С. проходил военную службу по контракту, являлся участником НИС и за счет средств, учтенных на его ИНС, он ДД.ММ.ГГГГ заключил с ФГКУ "Росвоенипотека" договор ЦЖЗ для приобретения жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес", стоимостью "данные изъяты"
Согласно п. 7 названного договора, в случае досрочного увольнения Заемщика (Птухи И.С.) с военной службы и если у него не возникли основания, предусмотренные п.п. 1, 2 и 4 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС"), целевой жилищный заем подлежит возврату заимодавцу в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370 "О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Правила кредитования участников НИС), с начислением на сумму остатка процентов по ставке, равной ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату возникновения оснований для исключения Заемщика из реестра участников НИС.
Приказом командира войсковой части N 2. от 11 января 2016 г. Птуха И.С. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, то есть по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г.N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), и приказом от 18 января 2016 г. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава названной воинской части.
ДД.ММ.ГГГГ ИНС Птухи И.С. закрыт на основании сведений регистрирующего органа об исключении его из реестра без права на использование накоплений, в связи с этим у него образовалась задолженность в размере "данные изъяты"
В последующем, в связи с повторным поступлением на военную службу из запаса, Птуха И.С. вновь был включен в реестр участников НИС по "данные изъяты" категории с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - с ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанная задолженность погашается за счет средств, поступающих на ИНС Птухи И.С. после повторного включения в реестр участников НИС, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ С учетом начисленных процентов за пользование ЦЖЗ, задолженность составляет "данные изъяты"
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются ФЗ "О НИС".
В соответствии с положениями п. 8 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1-3, 6, 7 ст. 14 и ч. 1, 2 ст. 15 ФЗ "О НИС", ЦЖЗ - это денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом. Реализация права на жилище участниками НИС осуществляется в том числе посредством предоставления ЦЖЗ.
Погашение ЦЖЗ осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего ЦЖЗ участника НИС оснований, указанных в ст. 10 ФЗ "О НИС", а также в случаях, указанных в ст. 12 ФЗ "О НИС". При досрочном увольнении с военной службы, если у них не возникли основания, предусмотренные п. 1, 2 и 4 ст. 10 ФЗ "О НИС", участники НИС обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору ЦЖЗ ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
Правила предоставления участникам НИС ЦЖЗ, а также погашения этих займов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370 "О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Правила кредитования участников НИС).
В соответствии с п. 72, 74, 78 Правил кредитования участников НИС погашение ЦЖЗ осуществляется уполномоченным органом при возникновении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии со ст. 10 ФЗ "О НИС" и в случаях, указанных в ст.12 ФЗ "О НИС", с учётом требований настоящих Правил.
Согласно п. 92, 93 Правил кредитования участников НИС в случае включения военнослужащего в реестр участников по основанию, предусмотренному п. 14 ч. 2 ст. 9 ФЗ "О НИС", возврат задолженности производится за счет средств накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительном счете участника, проценты и пени, начисленные в соответствии с настоящими Правилами на остаток задолженности, уполномоченный орган погашает. Проценты, уплаченные участником по графику возврата задолженности, а также уплаченные им пени, засчитываются уполномоченным органом в счет погашения задолженности участника уполномоченному органу.
Пунктом 76 Правил кредитования участников НИС установлено, что в случае, если у участника не возникло право на использование накоплений в соответствии с п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О НИС", и он исключен из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному в том числе подп. "в" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", уполномоченный орган ежемесячно начисляет на сумму остатка задолженности проценты по ставке, установленной договором ЦЖЗ, начиная со дня увольнения и заканчивая днем окончательного возврата задолженности, либо днем вступления в законную силу решения суда о возврате задолженности, либо днем, предшествующим дню возникновения основания для повторного включения участника в реестр участников, включительно.
Ответственность за нарушение условий заключенного между сторонами договора целевого займа предусмотрена подп. "в" п. 85 Правил кредитования участников НИС, согласно которому при нарушении сроков возврата задолженности и (или) уплаты процентов участник платит уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0, 1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что административный истец был ознакомлен с установленным в законе порядком предоставления и погашения ЦЖЗ. Действия и решения административного ответчика данному порядку соответствуют, каких-либо нарушений прав и законных интересов Птухи И.С. не имеется, в связи с чем суды обоснованно отказали в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, повторное поступление на военную службу и заключение нового контракта, в соответствии п. 92 Правил кредитования участников НИС, не освобождает административного истца от погашения задолженности, поскольку в случае включения военнослужащего в реестр участников по основанию, предусмотренному п. 14 ч. 2 ст. 9 ФЗ "О НИС", возврат задолженности производится за счет средств накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на ИНС участника. Уплата процентов и пеней, указанных в п. 76 и подп. "в" п. 85 Правил кредитования участников НИС соответственно, производится участником за счет собственных средств.
Вопреки доводам кассационной жалобы каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение расчет задолженности по ЦЖЗ, судами не установлено и в кассационной жалобе также не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных судебных актах. Помимо того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по своей сути направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств и сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2023 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 15 июня 2023 г. по административному исковому заявлению Птухи Ивана Сергеевича оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя Фирсовой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.