Дело N 2а-2240/2022
г. Краснодар 10.08.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Аняновой О.П, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 20.04.2023 кассационную жалобу ФИО5 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14.03.2023 по административному делу по административному иску ФИО5 к Администрации Сакского района Республики Крым, Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании незаконным бездействия уполномоченного органа. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО5 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по неисполнению требований Генерального плана муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым от 09.10.2018 N 142, а также статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации перевода земельного участка с кадастровым номером N из одной категории в другую; возложить обязанность на административных ответчиков исполнить требования Генерального плана муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым от 09.10.2018 г..N 142, а также статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации перевода земельного участка с кадастровым номером N из категории земель -земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель -земли населенных пунктов. По мнению административного истца, административными ответчиками допущено незаконное бездействие, связанное с неосуществлением перевода принадлежащего ему на праве собственности земельного участка из категории земель -земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель -земли населенных пунктов, целевое-назначение -для индивидуального жилищного строительства.
Так, согласно Генеральному плану Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденному решением Сакского районного совета Республики Крым от 09.10.2018 N 142, земельный участок административного истца находится на землях населенного пункта села Витино. В то же время административные ответчики, не осуществив мероприятия, предусмотренные положениями федеральных законов относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации перевода земельного участка из одной категории в другую, нарушили права и законные интересы административного истца как собственника земельного участка. Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14.03.2023, в удовлетворении административного иска отказано. В кассационной жалобе ФИО5 просит об отмене решений судов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Отмечает, что в настоящее время Администрация Молочненского сельского поселения обратилась в суд с иском о сносе жилого дома, возведенного административным истцом на упомянутом земельном участке, в то время как фактическим землепользованием зоны Н-1 Молочненского сельского поселения является индивидуальная жилая застройка, сложившаяся именно после принятия Генплана N142. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. По материалам дел и доводам кассационной жалобы предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных решений не имеется.
Разрешая дело, суды руководствовались положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункта 6 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 25, пункта 3 части 2 и пункта 1 части 6 статьи 30, части 9 статьи 35, частей 1, 4 и 6 статьи 36, части 5 статьи 37); Земельного кодекса Российской Федерации (пункта 2 статьи 7, частей 1-2 статьи 77, частей 1, 4 статьи 78, частей 1, 6 статьи 79, статьи 85); пункта 11 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 N507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; положениями статьи 5 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений"; Распоряжением Главы Республики Крым от 05.11.2019 N 562-рг "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений". Суды установили, что ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 90:11:150501:2822, площадью 206 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, Сакский район, Молочненский сельский совет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Данный земельный участок согласно Генеральному плану Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденному решением Сакского районного Совета от 09.10.2018 N142, расположен в планируемых границах населенного пункта село Витино, жилая зона, подзона индивидуальной малоэтажной застройки (проект).
Согласно Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) Молочненского сельского поселения Сакского района, утвержденным решением Сакского районного Совета от 28.12.2018 N 225, земельный участок истца расположен в территориальной зоне Н-1 (зона территорий неурегулированных вопросов по Генеральному плану). 15.09.2022 ФИО5 обратился в Администрацию Сакского района с заявлением о переводе вышеуказанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель -земли населенных пунктов, целевое назначение -для индивидуального жилищного строительства. В ответе N от 17.10.2022 районной администрацией заявителю даны разъяснения, суть которых сводится к тому, что земельный участок сельскохозяйственного назначения необоснованно включен Генпланом Молочненского сельского поселения в границы населенного пункта. Поскольку в настоящее время рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Н-1 (зона территорий неурегулированных вопросов по Генплану), в соответствии со статьей 54 Градостроительного регламента ПЗЗ Молочненского сельского поселения до урегулирования соответствующих разногласий градостроительные регламенты устанавливаются по фактическому землепользованию земельных участков.
При утверждении действующего генерального плана поселения, в соответствии с которым указанные земли вошли в границы населенного пункта, не было учтено требование действующего законодательства о согласовании включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов с Министерством сельского хозяйства Республики Крым. В целях исполнения поручения Главы Республики Крым Аксёнова С.В. от 16.01.2019 N 1/01-32/144, распоряжения Главы Республики Крым от 05.11.2019 N 562-рг "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" по недопущению реализации решений представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым об утверждении генеральных планов сельских поселений и городских округов Республики Крым в части необоснованного включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов внесение сведений об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков до урегулирования разногласий путем принятия новой редакции градостроительной документации не осуществляется. 04.09.2020 Арбитражным судом Республики Крым по делу N А83-2265/2020 заключено мировое соглашение между МКУ "ЖКХ-Ресурс" Сакского района Республики Крым и ООО "Корпус" (разработчиком генеральных планов) при участии третьих лиц: Администрации Сакского района Республики Крым, Сакского районного совета Республики Крым, в соответствии с которым ООО "Корпус" проводит работы по приведению материалов генеральных планов сельских поселений Сакского района Республики Крым в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом полученных замечаний в части необоснованного включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов путем исключения земель сельскохозяйственного назначения из границ населенных пунктов.
Отказывая в удовлетворении требований, суды приняли во внимание, что Генеральный план Молочненского сельского поселения Сакского района от 2018 был утвержден несмотря на наличие существенных разногласий в части установления функциональных зон, по поводу которых Министерством сельского хозяйства Республики Крым были поданы замечания относительно необоснованного включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов Молочненского сельского поселения и которые не были учтены при принятии действующего генерального плана. Поскольку земельный участок истца до вхождения территории Республики Крым в состав Российской Федерации имел категорию земель -земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования -для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках и именно с такими характеристиками административный истец приобрел земельный участок и зарегистрировал на него право собственности, суды с учетом изложенных выше обстоятельств не усмотрели противоправного бездействия административных ответчиков в части непринятия мер по регистрации границ Молочненского сельского поселения Сакского района Республики в соответствии с Генпланом, включившим в границы муниципального образования земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в отсутствие решения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ). С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с соблюдением процессуального закона. Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены постановленных решений. При таких обстоятельствах решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.08.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.