Дело N 2а-2698/2023
г. Краснодар 24.08.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Аняновой О.П, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 10.05.2023 кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Защитим себя сами" на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 28.03.2023 по административному делу по административному иску Севастопольской региональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Защитим себя сами" к Департаменту городского хозяйства г. Севастополя, заинтересованные лица: ГУПС "Севтеплоэнерго", Фонд содействия капитальному ремонту г. Севастополя, Правительство г. Севастополя о признании незаконным бездействия уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Севастопольская региональная общественная организация Общество защиты прав потребителей "Защитим себя сами" (Общество) обратилась в суд с административным иском к Департаменту городского хозяйства г. Севастополя (Департамент), в котором просила признать незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от внесения в "Региональную программу краткосрочного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Севастополя, на период 2020-2022" работ по установке общедомового прибора учета (ОДПУ) тепла в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" (МКД) на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, уклонении от организации установки ОДПУ тепла в МКД за счет средств Фонда капитального ремонта, обязать устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что срок установки ОДПУ тепла в МКД установлен Региональной программой капитального общего имущества в многоквартирных домах в "2041-2043". При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона т 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в том числе на собственников МКД в срок до 01.01.2019 возложена обязанность обеспечить жилой дом приборами учета воды, тепловой энергии, электроэнергии, а также обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В этой связи решением общего собрания собственников помещений МКД от 13.08.2018 управляющей организации - ГУПС "УК Нахимовского района" (УК) было поручено установить в многоквартирном доме ОДПУ в 2018, однако УК указанное решение проигнорировала.
29.03.2020 общим собранием собственников помещений МКД решено осуществить установку ОДПУ тепла в более ранний срок, чем это предусмотрено Региональной программой.
08.06.2020 Общество направило в Правительство г. Севастополя (Правительство) заявление о внесении изменений в Региональную программу в части установки ОДПУ тепла в 2020 за счет средств, перечисленных собственниками МКД в Фонд капитального строительства, однако Правительство не проконтролировало исполнение Департаментом своих обязанностей по внесению изменений в Региональную программу, что привело к тому, что ОДПУ были установлены ресурсоснабжающей организацией, а расходы возложены на собственников помещений в МКД и включены в счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.
На запрос Общества от 10.04.2022 о причинах невключения МКД в Региональную программу краткосрочного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Севастополя на период 2020-2022, Департамент не ответил.
Ссылаясь на нарушение прав собственников помещений МКД, Общество просило об удовлетворении административного иска.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 28.03.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит об отмене решений судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора.
В частности, заявитель ссылается на рассмотрение судом апелляционной инстанции дела без надлежащего извещения собственников помещений МКД. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда. По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы не усматривается определенных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены решений судов. Разрешая дело по существу, суды руководствовались положениями частей 1, 3, 5, 7 статьи 168, части 3 статьи 189 ЖК РФ, пункта 2 статьи 4, статьи 5, частей 3, 10, 11 статьи 8 Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя", Постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 304-ПП "Об осуществлении деятельности в области организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя", Постановлением Правительства Севастополя от 21.03.2016 N 197-ПП "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме". Отказывая в административном иске, суды к пришли к выводу о том, что частью 3 статьи 189 ЖК РФ собственники многоквартирного дома не отнесены к субъектам, определенным данным законоположениям как лица, наделенные правом на внесение в утвержденные в установленном законом порядке программы капитального ремонта предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта.
В то же время применительно к процедуре, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 21.03.2016 N 197-ПП "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме" (Порядок) в целях дополнительной реализации права собственников помещений МКД на капитальный ремонт общего имущества в таком доме, суды установили, что решение общего собрания о переносе срока установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества МКД, оказания отдельных услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту с перечнем документов, установленных подпунктом 6 пункта 19 Порядка, в Департамент не направлялось, вследствие чего у административного ответчика отсутствовали основания для инициирования вопроса о внесении изменений в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта МКД "адрес". Процедура, согласно которой возможно осуществить перенос срока капитального ремонта по инициативе собственников МКД, председателю правления ООО "Защитим себя сами" Козлову С.Г. Департаментом неоднократно разъяснялась, как и порядок зачета средств, израсходованных на капитальный ремонт (отдельные виды работ), произведенного до проведения капитального ремонта в соответствии с Региональной программой капитального ремонта. Кассационный суд с выводами судов, как постановленными при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона, соглашается. Доводы кассационной жалобы о неизвещении собственников МКД о заседании суда апелляционной инстанции подлежат отклонению, так как непосредственно собственники МКД лицами, участвующими в деле, не являлись. Дело рассмотрено по административному иску председателя Правления Общества защиты прав потребителей "Защитим себя сами" Козлова С.Г, являющегося одновременно председателем Совета МКД N 12 по ул. "адрес".
Остальные доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела и субъективному толкованию норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. В этой связи решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 28.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Защитим себя сами" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.09.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.