Дело N 3а-977/2022
г. Краснодар 31.08.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Аняновой О.П, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 24.05.2023 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 21.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24.01.2023 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Кубань-тара" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ", заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Росреестр" по Краснодарскому краю, Администрация Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ООО "Кубань-тара" по доверенности ФИО5, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кубань-тара" (ООО "Кубань - тара", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Янковского/Новокузнечная, д. 169/40, нежилые помещения NN 1-140, NN 141-255, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 147 414 000 руб. и 138 937 000 руб, соответственно. Датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 01.01.2022.
В обоснование требований Общество указало на то, что кадастровая стоимость нежилых помещений значительно превышает их рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает налоговое бремя административного истца.
Решением Краснодарского краевого суда от 21.10.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24.01.2023, административный иск удовлетворен частично.
Суды установили в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 5 324, 1 кв.м, кадастровую стоимость, равную рыночной в размере 173 881 100 руб. по состоянию на 01.01.2021.
В отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 4 961 кв.м, судами установлена кадастровая стоимость, равная рыночной, в размере 162 022 500 руб. по состоянию на 01.01.2021.
Датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости упомянутых объектов недвижимости постановлено считать 24.06.2022.
Суды также указали на то, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края (Департамент) просит об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об отказе в административном иске.
Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку данная экспертиза выполнена с нарушением Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
На кассационную жалобу ООО "Кубань-тара" поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат упомянутые нежилые помещения с кадастровыми номерами N, кадастровая стоимость которых на 01.01.2021 установлена в размере 289 714 628, 37 руб. и 269 956 287, 7 руб.
Поскольку налог на имущество рассчитывается из кадастровой стоимости объекта, ООО "Кубань - тара" имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствие с их рыночной стоимостью.
В целях установления размера рыночной стоимости указанных объектов недвижимости определением Краснодарского краевого суда от 12.07.2022 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено ООО "Край-Эксперт".
Согласно заключению эксперта от 05.09.2022 N К-Э-977/2022 рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N по состоянию на 01.01.2021 составила 173 881 100 руб. и 162 022 500 руб, соответственно.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу, как содержащее полное описание проведенного исследования и ответы на поставленные судом вопросы.
С такими выводами судов обеих инстанций надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, им дана правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 21.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24.01.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01.09.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.