Дело N 3а-961/2022
г. Краснодар 31.08.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Аняновой О.П, Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании поданную 31.05.2023 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 09.11.2022 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.03.2023 по административному делу по административному иску ФИО6 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ", заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Росреестр" по Краснодарскому краю, Администрация г. Геленджика, ФИО5 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий с кадастровыми номерами N N, расположенных по адресу: "адрес", равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы, по состоянию на 01.01.2021.
В обоснование требований ФИО6 указал на то, что кадастровая стоимость нежилых зданий значительно превышает их рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает налоговое бремя административного истца.
Решением Краснодарского краевого суда от 09.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.03.2023, административный иск удовлетворен.
Суды установили кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, равную рыночной, в размере 24 511 200 руб. по состоянию на 01.01.2021.
В отношении нежилого здания с кадастровым номером N судами установлена кадастровая стоимость, равная рыночной, в размере 64 619 100 руб. по состоянию на 01.01.2021.
В отношении нежилого здания с кадастровым номером N - кадастровая стоимость, равная рыночной, в размере 95 443 800 руб. по состоянию на 01.01.2021.
Датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости упомянутых объектов недвижимости постановлено считать 17.06.2022.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края (Департамент) просит об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об отказе в административном иске.
Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку данная экспертиза выполнена с нарушением Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы изложенные заявителем в возражениях на судебную экспертизу и апелляционной жалобе.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО6 на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами N, кадастровая стоимость которых на 01.01.2021 установлена в размере 32 388 3222 руб. и 169 673 025 руб. Также, административный истец является собственником ? доли в праве собственности на нежилое здание с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2021 установлена в размере 95 500 149 руб.
Поскольку налог на имущество рассчитывается из кадастровой стоимости объекта, ФИО6 имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости нежилых зданий в соответствие с их рыночной стоимостью.
В целях установления размера рыночной стоимости указанных объектов недвижимости определением Краснодарского краевого суда от 11.07.2022 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено ООО "Краснодарский центр оценки недвижимости".
Согласно заключению эксперта от 26.08.2022 N КС-961/2022 рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N по состоянию на 01.01.2021 составила 24 511 200 руб, 64 619 100 руб, 95 443 800 руб, соответственно.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу, как содержащее полное описание проведенного исследования и ответы на поставленные судом вопросы.
С такими выводами судов обеих инстанций надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, им дана правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 09.11.2022 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01.09.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.