Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Арутюнян Л.С, поданную от ее имени представителем Цыкало И.Г, поступившую в суд первой инстанции 24 мая 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Арутюнян Л.С. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Арутюнян Л.С. - Цыкало И.Г, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровской Е.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Арутюнян Л.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими со дня принятия:
- пункт N 41183 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении здания с кадастровым номером N
- пункты NN 48934, 48704, 42617 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении здания с кадастровым номером N; здания с кадастровым номером N, здания с кадастровым номером N
- пункты NN 48689, 48465, 42353 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении здания с кадастровым номером N; здания с кадастровым номером N, здания с кадастровым номером N
- пункты NN 49296, 49071, 42791, 41405, 42767, 74372, 74386, 74379, 74383, 74371, 74378, 74369, 74387, 74377, 74384, 74385, 74388, 74375, 74373, 74376, 74380, 74382, 74370, 74381, 74374 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении здания с кадастровым номером N здания с кадастровым номером N, здания с кадастровым номером, здания с кадастровым номером N; здания с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N
- пункты NN 49858, 49636, 43329, 41932, 43305, 76523, 76537, 76530, 76534, 76522, 76529, 76520, 76538, 76528, 76535, 76536, 76539, 76526, 76524, 76527, 76531, 76533, 76521, 76532, 76525 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении здания с кадастровым номером N; здания с кадастровым номером N здания с кадастровым номером N, здания с кадастровым номером N; здания с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N, помещения с кадастровым номером N(далее - Перечни).
Решением Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2022 года административные исковые требования Арутюнян Л.С. в части удовлетворены.
Судом признан не действующим со дня принятия:
- пункт N 41183 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пункты NN 48934, 48704, 42617 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пункты NN 48689, 48465, 42353 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пункты NN 49296, 49071, 42791, 41405, 42767, 74372, 74386, 74379, 74383, 74371, 74378, 74369, 74387, 74377, 74384, 74385, 74388, 74375, 74373, 74376, 74380, 74382, 74370, 74381, 74374 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пункты NN 49858, 49636, 43329, 41932, 43305, 76523, 76537, 76530, 76534, 76522, 76529, 76520, 76538, 76528, 76535, 76536, 76539, 76526, 76524, 76527, 76531, 76533, 76521, 76532, 76525 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно-правовые акты департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и административному истцу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2023 года отменено решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2022 года в части признания недействующим со дня принятия:
- пункта N 41183 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов NN 48934, 48704, 42617 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов NN 48689, 48465, 42353 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов NN 49296, 49071, 42791, 41405, 42767, 74372, 74386, 74379, 74383, 74371, 74378, 74369, 74387, 74377, 74384, 74385, 74388, 74375, 74373, 74376, 74380, 74382, 74370, 74381, 74374 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
- пунктов NN 49858, 49636, 43329, 41932, 43305, 76523, 76537, 76530, 76534, 76522, 76529, 76520, 76538, 76528, 76535, 76536, 76539, 76526, 76524, 76527, 76531, 76533, 76521, 76532, 76525 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в указанной части.
В иной части решения Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Арутюнян Л.С. по доверенности Цыкало И.Г. просит отменить апелляционное определение в части и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные административные исковые требования.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представитель Арутюнян Л.С. по доверенности Цыкало И.Г, доводы кассационной жалобы поддержала, просила отменить обжалуемый судебный акт.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровская Е.Н. доводам кассационной жалобы возражала, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, приказы от 26 декабря 2017 года N 3008, от 26 декабря 2018 года N 3043, от 27 декабря 2019 года N 2837, от 28 декабря 2020 года N 2752, от 27 декабря 2021 года N 3321 приняты в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и внесенных в него изменений.
Из материалов дела следует, что с 2020 года с учетом изменений, внесенных в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N 1548 приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12 февраля 2020 года N 230 "О внесении изменений в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N 1548 "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", формирование проекта перечня на очередной налоговый период не предусмотрено.
Согласно материалам дела, проекты Перечней на 2018 - 2022 годы были опубликованы на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://diok.ru).
При изложенных обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций указали, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласна, судебные акты в данной части не обжалуются.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 года N 1259-О констатировал, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указав, что налоговые нормы, содержащиеся в статье 378.2 НК РФ, устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый, в том числе, для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях упомянутой статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1. статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях приведенного пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, оспариваемая норма может быть признана соответствующей статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1. статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ).
Как следует из материалов дела, согласно данным ЕГРИП Арутюнян Л.С. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности - аренда и управление собственным или арендным недвижимым имуществом (68.2), в сведениях о дополнительных видах деятельности имеются - строительство жилых и нежилых зданий (41.2), работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (43.99), торговля (45.11, 45.19, 45.31, 45.32, 46.63, 46.73, 47.52.7), деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (49.4), и другие.
Согласно материалам дела, Арутюнян Л.С. на праве собственности с 23 декабря 2016 года принадлежит здание с кадастровым номером N, площадью 705, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" назначение - административное, наименование: нежилое здание - административное, количество этажей - 3.
Из материалов дела следует, что вышеуказанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 5 536 кв.м, с видом разрешенного использования - административное здание.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок предоставлен в пользование Арутюнян Л.С. постановлением администрации города Сочи от 06 ноября 2020 года N 1790 "О предоставлении Арутюнян Л.С. в аренду земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: "адрес", на 49 лет без проведения торгов, в связи с нахождением на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих Арутюнян Л.С. на праве собственности, в том числе, в связи с нахождением на нем административного здания, площадью 705, 3 кв.м, с кадастровым номером N
Согласно материалам дела, между муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи и Арутюнян Л.С. заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договора аренды) от 2 апреля 2021 года N 4900011177. Из условий договора аренды следует, что земельный участок с кадастровым номером N предоставляется в аренду с видом разрешенного использования - административное здание. Земельный участок расположен в территориальной зоне - "ОЦ-2".
Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" территориальная зона ОЦ определена как зона, имеющая особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Цели выделения - обеспечение единства архитектурно-планировочной организации города, установление ограничений по использованию земель, рациональному использованию олимпийских объектов для развития города как горноклиматического и бальнеологического курорта, всероссийского спортивного, туристического и культурного центра.
Зона "ОЦ-2" - зона лечебно-оздоровительных учреждений, в котором деловое управление (код 4.1) является условно разрешенным видом использования (таблицы 9, 9.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи).
Из условий содержания пункта 1.3 договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договора аренды) от 2 апреля 2021 года N 4900011177 следует наличие запрета на возведение (новых) строений, а также реконструкцию и изменение функционального назначения существующих зданий и сооружений без получения разрешительной документации.
Из технического паспорта на административное здание с кадастровым номером N, выполненного в 2003 году, следует, что здание является двухэтажным с мансардой и балконами.
Из экспликации здания, составленной Сочинским бюро технической эксплуатации Министерства жилищно-коммунального хозяйства, следует, что здание с 2003 года имеет кабинетно-коридорную планировку, расходящуюся по обе стороны от лестницы.
Согласно материалам дела, на первом этаже здания расположены: кабинет (6, 8 кв.м.), подсобное (вспомогательного назначения - 1, 9 кв.м.), кабинет (14, 1 кв.м.), кабинет (18, 2 кв.м.), касса (3, 9 кв.м.), кабинет (21, 0 кв.м.), кабинет (9, 7 кв.м.), коридор (вспомогательное - 13, 1 кв.м.); подсобные помещения (3, 9 и 7, 5 кв.м.), фойе (40, 6 кв.м.), кабинет (8, 6 кв.м.), кабинет (18, 5 кв.м.), кабинет (8, 1 кв.м.), кабинет (14, 2 кв.м.), кабинет (10, 6 кв.м.), умывальные (2, 1 и 2, 0 кв.м.), туалеты (2, 4 и 2, 0 кв.м.).
Из материалов дела следует, что на втором этаже здания расположены: кабинет (22, 5 кв.м.), приемная (11, 7 кв.м.), кабинет (18, 4 кв.м.), кабинет (17, 3 кв.м.), коридор (9, 2 кв.м.), фойе (33, 6 кв.м.), приемная (16, 9 кв.м.), кабинет (36, 8 кв.м.), комната отдыха (11, 4 кв.м.), санузлы (1, 4 и 2, 8 кв.м.), подсобные помещения (2, 9 и 5, 3 кв.м.).
Согласно материалам дела, на мансардном (третьем) этаже находятся кабинеты (40, 3; 30, 4; 25, 8; 18, 7; 30, 7 кв.м.), помещение архива (10, 0 кв.м.), санузел (3, 5 кв.м.) и лестничная клетка (19, 2 кв.м.).
Из материалов дела следует, что данные технической документации здания с кадастровым номером 23:49:0303017:1477 свидетельствуют о соответствии требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения, Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319, вся общая площадь здания свидетельствует о предназначении его использования для размещения офисной и сопутствующей ей инфраструктуры.
Кроме того, установленный для участка вид разрешенного использования - для эксплуатации административного здания, отнесение к зоне ОЦ-2, с условным видом разрешенного использования "деловое управление" (код 4.1), соответствует общественно-деловому назначению расположенного на нем здания.
Согласно материалам дела, из поступившего ответа ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 21 марта 2023 года N 01-11/838 следует, что кадастровая оценка здания N осуществлялась из отнесения к оценочной группе 6 "Административные и бытовые объекты", подгруппа 0603 "Бытовые, административно-бытовые здания"; а земельного участка N - код вида использования 04.010 "деловое управление. Здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность".
Таким образом, изложенная совокупность о предназначении использования здания, виде разрешенного использования земельного участка, технической документации, с достоверностью свидетельствует о достаточности оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к включению здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни в отсутствии фактического обследования.
Вместе с тем, актом фактического обследования от 16 июня 2021 года, составленного главным специалистом отдела обследования объектов капитального строительства ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", установлено использование 39, 4% здания с кадастровым номером N для временного проживания людей. Данный вид использования не тождественен установленному ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что косвенно подтверждается постановлением департамента об отказе в установлении вида фактического использования указанного объекта, а потому влечет вывод о незаконности включения в Перечень на 2022 год.
Понятие здания административного назначения введено в "СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 108), согласно которым под зданиями административного назначения понимается группа зданий и помещений, имеющих ряд общих функциональных и объемно-планировочных признаков и предназначенных преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
Указанные СНиП при описании помещений здания содержат терминологию рабочие (офисные) и конторские помещения, под которыми понимает рабочие помещения структурных подразделений предприятия, отдельные кабинеты сотрудников.
В пункте 5.1 указанного СНиП разъясняют, что помещения в зданиях административного назначения имеют следующие основные функциональные группы:
а) кабинеты руководства;
б) рабочие помещения структурных подразделений учреждений и организаций;
в) помещения для совещаний и (или) конференц-залы;
г) помещения информационно-технического назначения, в том числе: технические библиотеки, проектные кабинеты, архивы, помещения информационно-вычислительной техники и др.;
д) входная группа помещений, в том числе: вестибюль, аванвестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны;
е) помещения социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения и др.;
ж) помещения технического обслуживания здания;
з) помещения для инженерного оборудования.
Аналогичная позиция изложена в Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319. В соответствии с пунктом 2 которого, под офисом и сопутствующей офисной инфраструктурой понимаются нежилое здание (строение, сооружение) или часть нежилого здания (строения, сооружения), или нежилое помещение, или часть нежилого помещения, оснащенные мебелью, организационной техникой, средствами связи, используемые для не связанной с производством деятельностью, включая прием посетителей, обработку и хранение документов, а также централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, помещения, используемые для размещения офисного оборудования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, пришел к верному выводу о том, что предназначение использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N относится к административному-деловому центру, в связи с чем административным ответчиком верно включено здание в Перечень на 2018-2022 года.
Как следует из материалов дела, Арутюнян Л.С. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 985, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" Назначение - нежилое, наименование - здание Административное.
Согласно материалам дела, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для обеспечения эксплуатации здания столярного цеха литер И, Д, Е.
Из технического паспорта, выполненным отделом ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Сочи по состоянию на 10 ноября 2020 года следует, что указанное административное здание структурно представлено 4 этажами с террасами. Площадь 1-го этажа - 501, 8 кв.м, площадь 2-го этажа - 463, 8 кв.м, площадь 3-го этажа - 463, 8 кв.м, площадь 4-го этажа - 325, 7 кв.м, общая площадь террас - 138, 1 кв.м.
Согласно плану этажей здание имеет коридорно-кабинетную структуру, с нахождением лестницы в обоих торцах здания.
Согласно материалам дела, из экспликации 1 этажа здания следует расположение на нем: вестибюля (33 кв.м.), лифта (3, 4 кв.м.), серверной (3, 5 кв.м.), поста охраны (10, 7 кв.м.), отдела продаж (139, 4 кв.м.), подсобного помещения (4, 1 кв.м.), санузлом (1, 8 и 1, 8 кв.м.), лестничной клетки (13, 5 кв.м.), ипотечного отдела (42, 9 кв.м.), бизнес тренера (18, 2 кв.м.), кабинета руководителя (14, 8 кв.м.), юридического отдела (43, 1 кв.м.), серверной (16, 9 кв.м.), лестничной клетки (13, 7 кв.м.).
Из материалов дела следует, что на 2 этаже здания расположены: лестничная клетка (13, 5 и 13, 7 кв.м.), КУИ (3, 1 кв.м.), отдел продаж (95, 3 кв.м.), кабинет руководителя отдела продаж (12, 8 кв.м.), нежилое помещение (10, 5 кв.м.), юридический отдел (21, 7 кв.м.), кухня (10, 2 кв.м.), санузлы (1, 9 и 1, 9 кв.м.), подсобное помещение (4, 3 и 2, 0 кв.м.), кабинет ПТО (30, 1 кв.м.), кабинет руководителя продаж (15, 4 кв.м.), кабинет N 3 (15, 2 кв.м.), кабинет N 2 (17, 4 кв.м.), кабинет N 1 (18, 0 кв.м.), бухгалтерия (34, 1 кв.м.), касса (6, 3 кв.м.).
Согласно материалам дела, аналогичные помещения административно-офисного предназначения и сопутствующей им инфраструктуры находятся и на 3 этаже здания: лестничные клетки (13, 4 и 13, 5 кв.м.), коридор (43, 7 кв.м.), архив (3, 0 кв.м.), приемная (10, 8 кв.м.), кабинет директора (22, 7 кв.м.), кабинет ПТО (36, 7 кв.м.), кабинет СДО (24, 2 кв.м.), кухня (10, 8 кв.м.), санузлы (1, 9 и 1, 9 кв.м.), подсобное помещение (4, 6 кв.м.), конференционный зал (46, 7 кв.м.), нежилое помещение (82, 4 кв.м.), кабинет N1 (15, 1 кв.м.).
Согласно "ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020годаN 1388-ст), офисом является пространство (3.2.1.1) внутри здания (3.1.1.3), используемое преимущественно для административной деятельности, (п. 3.2.3.6). Также указанный ГОСТ устанавливает, что административное здание (office building): это здание (3.1.1.3), предназначенное преимущественно для административной деятельности (3.1.4.8).
При буквальном толковании приведенных выше норм следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия следующим условиям, а именно: офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Исходя из приведенных выше разъяснений пункта 5.1 СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319, а также положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вся общая площадь здания с кадастровым номером N свидетельствует о предназначении его использования для размещения офисной и сопутствующей ей инфраструктуры, а, следовательно, правильно была включена административным ответчиком в оспариваемые Перечни.
Вместе с тем, доказательствами верности отнесения указанного здания в Перечни служат данные об отнесении при проведении кадастровой оценки как в 2018, так и в 2021 году к оценочной группе 6 "Административные и бытовые объекты", подгруппа 0603 "Бытовые, административно-бытовые здания".
Указанная подгруппа подтверждает административно-деловое использование здания, и не оспаривалась административным истцом в качестве неверного определения оценочной группы.
Тот факт, что вид разрешенного земельного участка, не соответствует требованиям положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о недостаточности признаков здания к подобному включению.
Актом обследования от 18 марта 2021 года составленного главным специалистом отдела обследования объектов капитального строительства ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", установлен факт неиспользования здания 100 процентов от его площади по фактическому предназначению.
Само по себе неиспользование недвижимости по назначению не может являться основанием для освобождения ее от налогообложения по повышенной ставке, поскольку издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, при том, что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 марта 2021 N 373-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.И. на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ".
Таким образом, указанный акт не может служить причиной не включения здания с кадастровым номером N в Перечни.
Более того, из общедоступных источников сайта 2gis следует, что в спорном здании располагаются офисы строительной компании AVA group, строительной компании "Инжгеоком", рекламного агентства "Москва", компания "Спецмонолит", ремонта оргтехники "ПринтСервисСочи".
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, пришел к верному выводу о том, что предназначение использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N относится к введению административной деятельности, в связи с чем административным ответчиком верно включено здание в Перечень на 2019-2022 года.
Как следует из материалов дела, Арутюнян Л.С. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 195, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". Назначение - нежилое, наименование - нежилое здание.
Согласно материалам дела, здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
Из технического паспорта на нежилое здание, выполненного 17 июля 2013 года Краснодарским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, находящегося в материалах административного дела, следует, что здание является одноэтажным и состоит из нежилых помещений площадью от 2, 4 до 68, 5 кв.м. с кабинетно-коридорной раскладкой.
В целях отнесения объект к порядку налогообложению, установленного статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как неоднократно указывалось судебными инстанциями всех уровней, установлением только одного вида разрешенного использования земельного участка является недостаточным.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На момент принятия Перечней на 2019, 2020 и 2021 годы действовал Классификатор 2014 года, на момент принятия Перечня на 2022 год - Классификатор 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в Налоговом кодексе Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях, лишь в случаях, когда они не определены непосредственно самим налоговым законодательством; при этом данный Кодекс не содержит понятия объект бытового обслуживания.
По смыслу параграфа 2 главы 37 в совокупности с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" под бытовым обслуживанием следует понимать выполнение работ (оказание услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Согласно "ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года N 1356-ст) бытовое обслуживание населения - это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и ИП, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ).
На дату включения здания в Перечни действовал Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163, систематизирующий виды услуг населению с учетом новых экономических условий в Российской Федерации. Указанным классификатором техническое обслуживание легковых автомобилей было включено в группу бытовых услуг, к которым относились в числе прочих уборочно-моечные работы, шиномонтажные работы, балансировка колес, ремонт местных повреждений шин и камер.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст отразил под кодом 45.20 - Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (раздел G) в числе прочих следующие виды деятельности: ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части; установку дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу.
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации код 45.20 включен в Перечень кодов видов деятельности как бытовые услуги, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежали, поскольку верно были отнесены административным ответчиком к оказанию бытовых услуг.
Из анализа оценочных групп, положенных в основу определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N в туры оценки 2018 и 2020 годов, следует отнесение здания к оценочной подгруппе 0730 "станции технического обслуживания автомобилей (СТО), автосервисы", сопоставимой с видом бытовых услуг, заложенных в виде разрешенного использования земельного участка.
Оценочная подгруппа земельного участка с кадастровым номером 23:43:04339019:25 определенная как 04:099 - "Объекты придорожного сервиса. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса", сопоставленная в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, как подгруппа 4.9.1 - "Объекты дорожного сервиса. Размещение зданий и сооружений дорожного сервиса".
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, к которым относится:
- размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса;
- размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса;
- размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли;
- размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.
Совокупный анализ изложенных норм свидетельствует о необходимости учета при рассмотрении настоящих требований и оценочных групп, положенных в оценку кадастровой стоимости, исходя из положений пункта 51 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336, в соответствии с которым при определении государственной кадастровой стоимости уполномоченный орган обязан определять, помимо кадастрового номера объекта недвижимости и его адреса, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, ОНС, помещение); категорию земель (для земельных участков) или назначение (для здания, сооружения) или проектируемое назначение (для объекта незавершенного строительства); виды разрешенного использования земельных участков и зданий, сооружений, помещений; а также сведения о фактическом использовании объекта недвижимости.
Устанавливая фактическое использование в спорный период здания с кадастровым номером N, судебная коллегия из общедоступных источников установила, что оно находится вдоль проезжей части, фактически на пересечении ул. Заповедной и Первомайскй; в здании с 2018 года находится кафе-пекарня "Хлебный рай".
Размещение объекта питания соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, пункту 4.9.1.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, пришел к верному выводу о том, что предназначение использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N относится к объектам бытовых услуг, в связи с чем административным ответчиком верно включено здание в Перечень на 2019-2022 года.
Как следует из материалов дела, Арутюнян Л.С. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 205, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". Назначение - нежилое, наименование - нежилое здание.
Согласно материалам дела, здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N
Из материалов дела следует, что в период с 24 мая 2018 год указанный земельный участок имел вид разрешенного использования - объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты общественного питания (рестораны, столовые, бары), рынки.
С 3 декабря 2020 года по заявлению правообладателя земельного участка вид разрешенного использования был изменен на - общее пользование водными объектами: использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, если соответствующие запреты не установлены законодательством).
Из предоставленного в материалы административного дела технического паспорта на здание с кадастровым номером N, выполненного Краснодарским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю по состоянию на 3 декабря 2015 года следует, что здание является отдельно стоящим одноэтажным, состоящим из основного нежилого помещения площадью 112, 5 кв.м, одного нежилого помещения площадью 38, 7 кв.м. и маленьких нежилых помещений площадью от 1, 6 кв.м. до 12, 8 кв.м.
Из экспликации расположения помещений следует, что выход на улицу осуществляется из основного нежилого помещения площадью 112, 5 кв.м, имеющего изолированное положение относительно иных помещений в здании. В здании имеется также боковой вход в помещение площадью 12, 8 кв.м, представляющий собой коридор, ведущий к помещению площадью 38, 7 кв.м.; с обеих сторон от коридора расположены группы маленьких по площади изолированных нежилых помещений. Доступ в помещение площадью 112, 5 кв.м. также осуществляется через коридор площадью 12, 8 кв.м.
Согласно материалам дела, кадастровая оценка указанного здания последовательно на протяжении туров государственной кадастровой оценки 2018 и 2021 года осуществлялась исходя из его отнесения к оценочной подгруппе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", подгруппа 0400.
Указанная подгруппа 0400 согласно Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 включает в себя:
- магазины до 250 кв. м, за исключением киосков, павильонов, ларьков;
- магазины 250 и более кв. м.;
- прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские объекты, торговые базы;
- рынки;
- торговые киоски, павильоны, ларьки;
- рестораны;
- кафе 750 кв.м. (75 человек) и более, производственные столовые, столовые, кухни, кухни-столовые 750 кв.м. (75 человек) и более;
- кафе до 750 кв.м. (75 человек), кафетерии, столовые, кухни, кухни-столовые до 750 кв.м. (75 человек);
- летние кафе.
Вместе с тем, названая подгруппа при сопоставлении с данными экспликации технической документации, сведениями из Единого государственного кадастра недвижимости о сдаче объекта в аренду с 2015 года и последующей его передаче по договорам уступки права требования в 2018, 2019 годах, а также общедоступной информации об использовании данного объекта начиная с 2022 года для размещения кафе "Бистро плов-центр", свидетельствуют о предназначении и использовании объекта в целях, соответствующих положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный вид разрешенного использования ранее имел и земельный участок, расположенный под зданием, но был изменен по заявлению правообладателя.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, пришел к верному выводу о том, что предназначение использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0402014:407 относится к административно-деловому и торговому центру, в связи с чем административным ответчиком верно включено здание в Перечень на 2021-2022 год.
Как следует из материалов дела, Арутюнян Л.С. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0439006:536, площадью 719 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, пгт. Знаменский, ул. Заповедная, д. 40. Назначение - нежилое, наименование - нежилое здание.
Согласно материалам дела, здание поставлено на кадастровый учет 23 октября 2013 года, а с ноября 2014 года на самостоятельный кадастровый учет поставлены помещения в нем, как отдельные объекты недвижимого имущества, с кадастровыми номерами: N
Из материалов дела следует, что здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0439006:45.
Согласно материалам дела, в период с 2 сентября 2013 года указанный земельный участок имел вид разрешенного использования - объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению площадью не более 150 кв.м.: объекты розничной торговли.
С 29 декабря 2020 года по заявлению правообладателя земельного участка вид разрешенного использования был изменен на - общее пользование водными объектами: использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользования, осуществляемого гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, если соответствующие запреты не установлены законодательством).
Из технической документации на здание с кадастровым номером N выполненной Краснодарским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, по состоянию на 27 января 2014 года, можно установить, что указанное здание является отдельно стоящим одноэтажным зданием, 2013 года постройки, состоящим из 18 изолированных помещений, имеющих самостоятельный обособленный выход на улицу. Помещения имеют общую внутреннюю стену. Каждое из изолированных 18-ти указанных помещений имеет вспомогательные помещения, расположенные по внутренней стене, таким образом, что образуют вход/выход для водоотведения организованно для нескольких помещений. Данные вспомогательные помещения имеют площадь 1, 5-1, 6 кв.м, что характеризирует характер их использования как санузел.
Из материалов дела следует, что при постановке на самостоятельный кадастровый учет отдельной технической документации на встроенные помещения не изготавливалось. На техническом плане здания выделено расположение каждого отдельного помещения, включающего в себя вспомогательное помещение. Наличие самостоятельного входа в каждое из 18-ти помещений свидетельствует о возможности его индивидуального использования.
Согласно материалам дела, кадастровая оценка указанного здания последовательно на протяжении туров государственной кадастровой оценки 2018 и 2021 года осуществлялась исходя из его отнесения к оценочной подгруппе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", с уточнением отнесения к подгруппе 0402.
Указанная подгруппа 0402 согласно Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336, соответствует магазинам 250 и более кв. м.
Каждое отдельное помещение в рамках государственной кадастровой оценки как на 2018, так и на 2021 год также были отнесены к подгруппе 4.
Характеристика нежилого помещения и встроенных в него помещений соотносится с выбранной подгруппой и свидетельствует о предназначении помещений - магазины, а здания - как торговый центр.
Вид разрешенного использования земельного участка, до его изменения 29 декабря 2020 года, то есть перед очередным финансовым годом, в котором оспаривается включение здания и помещений в нем в Перечни, был изменен с розничной торговли на водные объекты.
Указанное в своей совокупности подтверждает тот факт, что предназначением здания и помещений в нем является осуществление торговой деятельности, что верно установлено административным ответчиком для включения объектов в Перечни на 2021-2022 года.
Согласно материалам дела, каждое из помещений, расположенных в здании с кадастровым номером N, является самостоятельным торговым объектом, либо объектом бытовых услуг. В частности, в здании расположены: сеть социальных аптек "Лаки Фарма", пункт выдачи товаров - "Озон", "Зоомагазин", пункт выдачи интернет-заказов "Яндекс.Маркет", супермаркет "Подсолнух", магазин хозяйственных и строительных товаров "1000 мелочей", химчистка-прачечная "Аква-Магнит", парикмахерская "Глициния", мастерская по ремонту обуви и заточке инструментов, детский развивающий клуб "Читалочка", магазин разливного пива "Пивкор".
Из материалов дела следует, что согласно отзывам о работе вышеуказанных объектов можно установить длительность их сдачи в аренду - начиная с 2018 года.
Вместе с тем, информация о сдаче в аренду помещений в здании как самостоятельных торговых или бытовых объектов подтверждается и данными выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует исходить из того, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость. С таким предположением соотносится по смыслу и содержание пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, из которого следует, что в целях обложения налогом на имущество кадастровая стоимость помещения, даже если она не определена, должна быть все равно исчислена пропорционально к общей площади здания, где это помещение находится, как доля его кадастровой стоимости. Издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, притом что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года N 373-О).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой инстанции в части, пришел к верному выводу о том, что предназначение использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N и помещений в нем с кадастровыми номерами: N относятся к торговым центрам, в связи с чем административным ответчиком верно включено здание в Перечень на 2021-2022 год.
Исходя из изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что департамент имущественных отношений Краснодарского края правомерно включил объект недвижимого имущества с кадастровым номером N в Перечни на 2019 - 2022 года, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N в Перечень на 2019-2022 года, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N в Перечень на 2019-2022 года, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N в Перечень на 2021-2022 года, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N в Перечень на 2021-2022 год на основании информации, которая содержалась в ЕГРН и технической документации, что отвечает требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильным судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 14 августа 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи О.П. БогатыхЮ.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.