Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Шелудько В.В, Аняновой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО6 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2022 года по административному делу по административному иску ФИО1 к администрации г. Сочи о признании отказа в утверждении схему расположения земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение.
Исковые требования мотивированы тем, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью 515 м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: садоводство, расположенный по адресу: "адрес", садоводческое товарищество "Экран", участок 66, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, удостоверяющим проведенную государственную регистрацию прав. 1 декабря 2020 года им на имя Главы г. Сочи подано заявление с просьбой в порядке перераспределения утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 814 м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", садоводческое товарищество "Экран", участок 66, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: садоводство. Однако, ответным письмом от 11 января 2021 года N21.01- 21/45546 Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказал в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 01 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2022 года решение Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края от 01 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 июня 2023 года, представитель ФИО1 по доверенности ФИО6 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить административные исковые требования. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 30 июня 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО6, в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы кассационной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствие с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью 515 м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: садоводство, расположенный по адресу: "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, удостоверяющим проведенную государственную регистрацию прав.
01 декабря 2020 года ФИО1 на имя Главы г. Сочи подано заявление с просьбой в порядке перераспределения утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 814 м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: садоводство.
Ответным письмом от 11 января 2021 года N21.01-21/45546 Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказал в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
В качестве основания отказа Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи указывает, что в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, представленного садоводческому или огородническому товариществу. А в случае, если земли не входят в состав отведенного садоводческому товариществу земельного участка, то из них возможно сформировать самостоятельный земельный участок. При этом иных оснований для отказа в перераспределении Департаментом не установлено.
Согласно письму МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" от 29 июня 2021 года между МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" и ООО "Комплекс "Кубанский Хутор" 02 февраля 2021 года заключен договор на разработку "градостроительного обоснования включения земельного участка с кадастровым номером N в комплексное развитие территории "адрес"".
Кроме указанного земельного участка в комплексное развитие территории вовлечена смежная территория из земель неразграниченной государственной собственности для размещения детского дошкольного учреждения на 80 мест, в чём нуждаются жители микрорайона Мамайка.
В соответствии с актуальной топосъемкой на территории планируемого детского дошкольного учреждения никаких сторонних сооружений не расположено. Граница комплексного развития территории примыкает к территории садоводческого товарищества "Экран" по ул. Ландышевая Центрального района г. Сочи.
На дату закрытия акта 18 марта 2021 года границы садовых участков расположены в границах инвентаризации садоводческого товарищества без накладки на территории комплексного развития территории.
29 июня 2021 года по данным Управления Росреестра установлено, что границы территории планируемого детского дошкольного учреждения пересекаются границами земельного участка с кадастровым номером N
Земельный участок с кадастровым номером N (площадь 814 м, садоводческое товарищество Экран", участок N66) поставлен на кадастровый учет 09 июня 2021 года на основании решения суда путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N с муниципальными землями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того договор между МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" и ООО "Комплекс "Кубанский Хутор"" на разработку "Градостроительного обоснования включения земельного участка с кадастровым номером N комплексное развитие территории "адрес"" является основанием к отказу в удовлетворении административного иска и исключает возможность принятия решения о перераспределении земельного участка.
С данным решением суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился.
Судебная коллегия находит постановленные по делу судебные акты об отказе в удовлетворении административного иска правильными, однако мотивы по которым в удовлетворении административного иска отказано являются ошибочными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрена необходимость получения в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, регулируются кроме того статьей 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 217-ФЗ территорией садоводства признается территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.
В связи с этим частью 4 статьи 23 Закона N 217-ФЗ в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Аналогичная норма также была предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшего до вступления в силу Закона N 217-ФЗ.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Пунктом 4 статьи 39.10 ЗК РФ предусмотрена обязанность включать в договор безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным некоммерческой организации для ведения садоводства, обязательство этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Закон N 217-ФЗ не предусматривает обязанности для ранее созданных товариществ обеспечивать подготовку документации по планировке территории.
Для таких организаций Законом N 217-ФЗ предусмотрены переходные положения (часть 28 статьи 54 этого закона), согласно которым в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории садоводства или огородничества, границы такой территории определяются:
1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона N 66-ФЗ некоммерческой организации, указанной в части 1 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Кроме того, согласно части 25 статьи 54 Закона N 217-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу данного закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, созданных до вступления его в силу, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.
Частью 6 статьи 23 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества наряду с земельными участками, указанными в части 5 данной статьи (находящимися в собственности учредителей товарищества и составляющими единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования), включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в границах территории садоводческого товарищества "Экран".
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества в числе прочего относятся: одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества; распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
По смыслу указанных норм в их взаимной связи, образование в границах территории садоводства земельного участка путем перераспределения с землями, находящимися в муниципальной собственности, возможно при наличии решения общего собрания членов соответствующего товарищества.
Из материалов дела следует, что обращаясь в орган местного самоуправления по вопросу перераспределения земельных участков ФИО1 решение общего собрания членов садоводческого товарищества "Экран", не предоставил, что в свою очередь не влечет обязанность у органа местного самоуправления заключать соглашение о переопределении земельных участков.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.