Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Шелудько В.В, Аняновой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО7 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 17 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Просил суд признать незаконным решение N КУВД- N2 от 24 октября 2022 года об отказе в государственной регистрации права частной собственности на индивидуальный жилой дом литер "А" общей площадью 70, 2 кв.м, с кадастровым номером N расположенный на земельном участке площадью 580 кв.м, с кадастровым номером N по адресу: "адрес", на имя ФИО1 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Краснодарскому краю, в лице его территориального органа - Центрального отдела "адрес", устранить препятствия в осуществлении прав ФИО1, зарегистрировав право частной собственности на его имя на индивидуальный жилой дом литер "А" общей площадью 70, 2 кв.м, с кадастровым номером N расположенный на правомерном земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205010:47 по адресу: "адрес".
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 января 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2023 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 января 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 июня 2023 года, представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить административные исковые требования. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 30 июня 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на домовладение литер А, общей площадью 70, 2 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Кроме того, он приобрел у ФИО5 1/4 доли, которая была преобразована в самостоятельный жилой дом Литер Б общей площадью 344, 8 кв.м, признанный решением суда правомерной постройкой.
Данным решением суда 1/2 доля в домовладении литер А, ФИО5 была изменена на 1/4 долю в праве общей собственности на домовладение на литер А, которую он позже и приобрел дополнительно к его 1/2 доле по указанной сделке.
Ввиду прекращения права собственности (1/4 доли в самостоятельное домовладение), фактически в собственности административного истца целый индивидуальный жилой дом общей площадью 70, 2 кв.м, а юридически 3/4 доли в праве общей долевой собственности.
С целью регистрации права собственности на 1/4 доли административный истец обратился к административному ответчику.
Однако, уведомлением от 19 ноября 2022 года ему было отказано, ввиду разностей площадей дома.
Административным истцом ФИО1 заявлено о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", на основании договора от 3 декабря 1997 года и решения Центрального районного суда г. Сочи от 17 июня 1997 года.
При этом, согласно договору от 3 декабря 1997 года, общая площадь жилого дома составляет 53, 4 кв.м, а в решении Центрального районного суда г. Сочи от 17 июня 1997 года указана общая площадь дома - 344, 9 кв.м.
Согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости, заявленный к регистрации (указанный в заявлении) жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", р-н "адрес", имеет общую площадь 70, 2 кв.м.
Указанное противоречие препятствует государственной регистрации.
Кроме того, согласно полученного ответа ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" отдел по г. Сочи N 13-10/ГЗ- 28535 от 12 октября 2022 года, по данным последнего обследования на 23 марта 2022 года зафиксированы следующие объекты индивидуального жилищного строительства: жилой дом литер А, 1952 года постройки, общей площадью 53, 8 кв.м, жилой дом литер Б, 1993 года постройки, общей площадью 328, 0 кв.м, жилой дом литер В, 2003 года постройки, общей площадью 219, 4 кв.м, что подтверждается материалами дела.
При этом, согласно сведениям ЕГРН, ФИО1 принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером N на основании решения Центрального районного суда г. Сочи от 17 июня 1997 года дело N 2-2816/97, 1/4 доля - на основании договора купли-продажи доли домовладения от 3 декабря 1997 года, и 1/2 доля - на основании свидетельства о праве на наследство от 29 сентября 2017 года на объект недвижимости - жилой дом, ФИО8, общей площадью 344, 9 кв.м, с кадастровым номером N.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Пунктом 1 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пунктам 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
На основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
Суд апелляционной инстанции также указал на то, что истцом не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации, в связи с чем, указанный отказ Управления Росреестра по КК является обоснованным и отвечающим требованиям действующего законодательства, не повлекшего за собой нарушений прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 17 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 августа 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.