Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Аняновой О.П, Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и кассационное представление прокурора Республики Калмыкия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Туекбасовой З.Э. о признании недействующими в части положений Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённого постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав объяснения прокурора - Шаповаловой О.Ю. выслушав объяснения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - Эрднеева Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Туекбасова З.Э. обратилась в суд с административным иском, в котором с учётом заявления об уточнении административного искового требования просила о признании недействующим пункта 4.1, приложения N 3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 г. N 15 в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N182 "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 г. N 15" со дня принятия постановления.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 февраля 2023 года удовлетворено частично административное исковое заявление, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4.1 и Приложение N 3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее Порядок), утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда от 11 апреля 2023 года решение от 16 февраля 2023 года отменено, в части признания недействующим пункта 4.1 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182 О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 г. N 15.
Принято в указанной части новое решение, которым отказать в признании недействующим пункта 4.1 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182 О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15.
В кассационной жалобе и представление прокурора, поступивших в суд первой инстанции 26 июля 2023 года и 7 июля 2023 года, просят отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права. Вывод суд не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 1 августа 2023 года кассационная жалоба и от 18 июля 2023 года кассационное представление с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением суда от 1 августа 2023 года слушание дела было отложено на 24 августа 2023 года, рассмотрение дела по существу не производилось.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - Эрднеев Л.Ю, настаивал на доводах изложенных в кассационной жалобе. Заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы, которое было оставлено без рассмотрения, в связи с полномочиями кассационного суда.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, прокурор Шаповалова О.Ю. настаивала на доводах кассационного представления, просила принятое апелляционное определение отменить, оставить в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу ч. 2 ст. 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что административный истец Туекбасова З.Э. является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося в собственности Республики Калмыкия, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, вид разрешенного использования - под жилую застройку, расположенного по адресу: г. Элиста, северо-восточнее Элистинского мясокомбината.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Северстрой" и Уджаковой Н.В. 14 мая 2021 года заключен договор уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 08:14:030546:541. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия.
Между Уджаковой и Туекбасовой З.Э. 08 сентября 2021 года заключен договор уступки права аренды земельного по договору от 06 июля 2017 года N 97-д/а, по которому Туекбасова З.Э. приняла на себя права и обязанности арендатора вышеуказанного земельного участка. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия.
В соответствии с пунктами 2.1 и 3.2 договора от 06 июля 2017 года срок аренды земельного участка установлен с 06 июля 2017 года по 28 июня 2025 года. Внесение арендной платы осуществляется ежеквартально в размере 1/4 от общего размера годовой арендной платы согласно Приложению N 1 к договору.
По заявлению Туекбасовой З.Э. 15 августа 2022 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 08:14:030546:541, изменен вид разрешенного использования "жилая застройка" на "индивидуальное жилищное строительство".
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 15 августа 2022 года, приложенной к административному иску, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, составляла 295 440 рублей.
По истребованным судом сведениям из публично-правовой компании "РОСКАДСАСТР" по Республике Калмыкия с 01 января 2023 года кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 446 439, 05 рублей.
Расчитывая величины арендной платы в отношении арендуемого Туекбасовой З.Э. земельного участка за период со дня введения в действие внесенных изменений с 01 июля 2022 года, применялась новая формула исходя из кадастровой стоимости земельного участка помноженной на базовый размер годовой арендной платы за использование земельного участка с видами разрешенного (функционального) использования.
Поскольку арендуемый Туекбасовой З.Э. земельный участок до 15 августа 2022 года был отнесен к виду разрешенного использования "жилая застройка" к ней применялся базовый размер для "прочих" 15%, а с 15 августа 2022 года, со дня изменения вида разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство" - в размере 4% согласно Приложению N3 к Порядку.
Исходя из квитанции-извещения арендная плата Туекбасовой З.Э. за третий квартал 2022 года начислена на сумму 5 419, 08 рублей, из них за период с 01 июля 2022 года по 15 августа 2022 года исходя из базового размера арендной платы в год 15%, а с 15 августа по 30 сентября 2055 года в размере - 4%.
Согласно квитанциям-извещениям за четвертый квартал 2022 года и за первый квартал 2023 года размер арендной платы исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка х базовый размер арендной платы в год 4% для земельного участка с видом разрешенного (функционального) использования - "индивидуальное жилищное строительство".
При таких обстоятельствах административный истец как арендатор земельного участка является субъектом отношений, регулируемых постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15, и имеет право на оспаривание в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отдельных положений постановления Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182, затрагивающей ее права и законные интересы.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которым до внесения соответствующих изменений 18 мая 2022 года размер годовой арендной платы за использование земельного участка из земель населенных пунктов в соответствии с пунктом 4.1 определялся по следующей формуле: АП = Сб х Пу х Кцен, где АП - размер годовой арендной платы за земельный участок из состава земель населенных пунктов, руб.; Сб - базовый размер арендной платы за 1 квадратный метр земельного участка в год, руб./кв. м (Приложение N 3); Пу - площадь земельного участка, кв. м; Кцен - сводный индекс потребительских цен на очередной финансовый год. При этом базовый размер арендной платы в старой редакции постановления был установлен в 0, 3% от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков, предназначенных для размещения индивидуального жилого дома; для прочих видов разрешенного использования в размере от 0.6% в зависимости от такого вида, в частности, для вида "жилая застройка", как у Туекбасовой З.Э. до 15 августа 2022 года, был установлен базовый размер - 0.6%.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182 в пункте 4.1 Порядка изменена формула расчета годовой арендной платы: АП = КС х Сб, где АП - размер годовой арендной платы за земельный участок из состава земель населенных пунктов определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка помноженной на базовый размер арендной платы в год %. Приложением N 3 к Порядку в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 8 мая 2022 года N 182 с 01 июля 2022 года базовый размер арендной платы в год за использование земельного участка с видами разрешенного (функционального) использования "индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство" установлен в 4%, с видом разрешенного использования "прочие" - 15%.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления базовых размеров арендной платы в год за использование земельного участка из категории земель "земли населенных пунктов" с видами разрешенного (функционального) использования земель "индивидуальное жилищное строительство" - 4% и "прочие" - 15% в Приложении N3 к Порядку, принят без надлежащего экономического обоснования, не связан с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий, и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", установленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в связи с чем Приложение N3 постановления Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182 подлежит признанию недействующим.
Так же обратил внимание, что поскольку расчет арендной платы определяется в соответствии новой формулой, введенной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182 в пункте 4.1 Порядка, т.е. новые базовые размеры арендной платы неразрывно связаны с применением самой новой формулы расчета, то необходимым в целях правовой определенности последующего расчета арендной платы наряду с приложением 3 признать недействующим пункт 4.1 постановления Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15 в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 18 мая 2022 года N 182.
Удовлетворяя требования в части признания недействующим Приложения N 3 оспариваемого Порядка расчёта арендной платы, суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, которым предусмотрено, что одним из принципов определения арендной платы является принцип экономической обоснованности, исходил из того, что административным ответчиком доказательства надлежащего экономического обоснования оспариваемого коэффициента и соответствие оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено.
Однако что касается выводов суда первой инстанции о признании недействующим нормативного правового акта в части пункта 4.1 Порядка расчета арендной платы, то судебная коллегия апелляционной инстанции не признала их правильными, дополнительно указав следующее.
Признавая недействующей данную правовую норму, суд первой инстанции указал, что ввиду расчета арендной платы в соответствии с данной формулой, можно сделать вывод, что вновь введенные базовые размеры арендной платы неразрывно связаны с применением формулы, следовательно, пункт 4.1. следует признать недействующим.
Суд апелляционной инстанции, признал данные выводы суда основанными на ошибочном толковании норм права, в силу недоказанности противоречия пункта 4.1. обязательным требованиям законодательства, а также отсутствия противоречия иным нормативным правовым актам.
Указанное в формуле (пункт 4.1) именуемой "Размер годовой арендной платы за земельный участок из состава земель населенных пунктов" такой величины как величина Сб равная 4% или 15%, которая признана экономически необоснованной, не свидетельствует о наличии оснований для признания самой формулы (пункт 4.1) не действующей, поскольку в указанном пункте нормативного правового акта сама по себе конкретная величина (4% и 15%) не фигурирует.
Вопреки выводам суда признаков несоблюдения одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при принятии пункта 4.1. и при введении им правового регулирования (создание формулы расчёта АП = КС х Сб) со стороны административного ответчика (Правительства Республики Калмыкия) допущено не было.
Таким образом, вопреки выводам суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого пункта 4.1 Порядка определения арендной платы не действующим, что стало основанием для отмены решения суда первой инстанции в данной части с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы, изложенные в апелляционном определении правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела. Также правомерно судом апелляционной инстанции оставлено без изменения решение суда в части признания недействующим Приложение N 3 Порядка опрделения размера арендной платы.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.