Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Богатых О.П. и Сергеева С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 10 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Мануйлова А.М. к администрации МО город Краснодар о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, понуждении к устранению нарушенных прав.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации МО город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар - Рыбиной В.Г, судебная коллегия
установила:
Мануйлов А.М. обратился в Прикубанский районный суд города Краснодара с административным иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), заинтересованное лицо: департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар (далее - департамент архитектуры) о признании незаконным отказа департамента архитектуры, выраженного в письме от 26 июня 2020 г. N в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N, из земель неразграниченной государственной собственности и земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности Мануйлову А.М. об утверждении схемы расположения образованного земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. на кадастровом плане территории; об обязании администрации заключить с Мануйловым А.М. соглашение о перераспределении указанных земельных участков.
Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 10 декабря 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд признал: незаконным отказ департамента архитектуры, выраженный в письме от 28 июня 2020 года N в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, из земель неразграниченной государственной собственности, находящихся в кадастровом квартале N и принадлежащего на праве собственности Мануйлову А.М. земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; незаконным отказ департамента архитектуры в предоставлении муниципальной услуги - согласование схемы расположения земельного участка.
Суд утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью "данные изъяты" кв.м, образованного из земель неразграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала N и обязал администрацию заключить с Мануйловым А.М. соглашение о перераспределении земельных участков, из земель неразграниченной государственной собственности, находящихся в кадастровом квартале N и принадлежащего на праве собственности Мануйлову А.М. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 марта 2021 г. решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 марта 2023 г. отменено, дело направлено новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2022 г. решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 декабря 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 марта 2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2023 г. решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 10 декабря 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 июля 2023 г, администрация просит оспариваемые судебные акты отменить; вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска; выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
При этом также указал, что обжалуемыми решением и апелляционным определением суды первой и апелляционной инстанции подменили полномочия администрации, что является существенным нарушением конституционно-закрепленного принципа разделения властей. Не дана должная оценка тому, что в предоставленной административным истцом схеме допущены нарушения: не отображена красная линия линейного объекта, нумерация точек должна быть сквозной и без буквенных обозначений, нет номера кадастрового квартала, нумерации точек соседних земельных участков не нужна.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 г. кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами были допущены такого характера нарушения.
Как следует из материалов административного дела, Мануйлову А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Мануйлов А.М. 16 июня 2020 года обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодара с заявлением об образовании объекта недвижимого имущества путем перераспределения земельного участка по "адрес" с кадастровым номером N и земель неразграниченной государственной собственности. Представленной заявителем схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование земельного участка предусмотрено путем перераспределения принадлежащего истцу земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м. и земель неразграниченной государственной собственности площадью "данные изъяты" кв.м. Однако, письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара от 26 июня 2020 г. Мануйлову А.М. отказано в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям:
-в заявлении неверно указан кадастровый номер земельного участка N, из которого путем перераспределения планируется образовать объект недвижимого имущества (в схеме указан земельный участок истца с кадастровым номером N
-земли неразграниченной государственной собственности, за счет которых планируется увеличение земельного участка с кадастровым номером N (земельный участок административного истца0, являются территорией общего пользования, а именно "адрес";
-образуемый в результате перераспределения земельный участок пересекает красная линия линейного объекта (автомобильной дороги, сетей инженерно-технического обеспечения), утвержденная постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 31 июля 2018 г. N 3187 "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях внесения изменений в проект планировки района индивидуальной жилой застройки, ограниченного улицами "адрес"
-схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям действующего законодательства.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указала, что материалами дела не подтверждено, что формируемый земельный участок, площадью 988 кв.м. расположен в пределах территории общего пользования. Исходя из сведений V ГИСОГД - документация по планировке территорий в графическом плане, указано, что красная линия не утверждена, следовательно, территория общего пользования отсутствует.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Так, согласно пункта 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: имеются основания дл отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
На основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Согласно части 5 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
На основании пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ, на чертежах межевания территории образуются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ). Данный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Как следует из материалов дела, администрация как в своем ответе от 26 июня 2020 года, так и в судах первой и апелляционной инстанций неоднократно указывала на то, что красные линии установлены постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 31 июля 2018 г. N 3187 "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в целях внесения изменений в проект планировки района индивидуальной жилой застройки, ограниченного улицами Сергиевской, им. Кирилла Российского, Батуринской, Чепигинской 4-го отделения совхоза "Краснодарский" в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара".
Представитель администрации в судебном заседании также пояснил, что спорный земельный участок входит в вышеуказанный земельный квартал, в отношении которого постановлением N3187 от 31 июля 2018 г. установлены красные линии.
Кроме того, как отмечает кассационная инстанция, для правильного рассмотрения дела при новом рассмотрении было представлено постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 31 июля 2018 г. N 3187, однако надлежащим образом доводы стороны ответчика апелляционным судом не оценены, а выводы судов обстоятельствам административного дела не соответствуют.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание нарушение судами норм материального права решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 10 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2023 г. подлежат отмене с вынесением нового решения по делу об оставлении административного искового заявления без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 10 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Мануйлова А.М. оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Сергеев С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.