Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Аняновой О.П, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кочяна П.А, Кочяна А.А, поданную от их имени представителем Савельевой М.А, поступившую в суд первой инстанции 13 июля 2023 года, на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кочяна П.А. и Кочяна А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о приостановлении осуществления регистрации возникновения права собственности на земельный участок и понуждении учреждения к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Кочяна А.А, Кочяна П.А. - Савельевой М.А, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Золотых К.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кочян П.А, Кочян А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в котором просили признать незаконными действия Управления Росреестра, выразившиеся в приостановлении до 05 декабря 2022 года государственной регистрации права собственности административных истцов на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под дома индивидуальной жилой застройки; обязать Управление Росреестра зарегистрировать права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под дома индивидуальной жилой застройки за собственниками, расположенного на земельном участке жилого дома - Кочяном П.А. и Кочяном А.А.
Решением Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 07 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Кочяну П.А, Кочяну А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2023 года решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 07 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Кочяна П.А, Кочяна А.А. по доверенности Савельева М.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представитель Кочяна П.А, Кочяна А.А. по доверенности Савельева М.А, доводы кассационной жалобы поддержала, просила обжалуемые судебные акты отменить.
Также в судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Золотых К.Ю, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов дела, 26 августа 2022 года административные истцы через МФЦ обратились к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно материалам дела, уведомлением от 06 сентября 2022 года N КУВД-001/2022-37604879/1 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю приостановлена государственная регистрация права собственности на земельный участок сроком до 05 декабря 2022 года.
Основанием приостановления регистрации явилось то, что согласно постановлению сельской администрации от 29 ноября 1993 года N 440 было принято решение о перерегистрации в пожизненное наследуемое владение земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного в селе Прогресс по улице Юбилейной гражданином Кочян А.П. Однако согласно сведениям государственного фонда данных, свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения, выданного на имя Кочян А.П, на хранении отсутствует. Кроме того, переданные на хранение книги регистраций свидетельств о праве ПНВ за 2000 год, не содержат сведений о выдаче вышеуказанного свидетельства. Иных документов, подтверждающих предоставление земельного участка, не представлено.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Кочяна П.А, Кочяна А.А, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что административными истцами, не был предоставлен в регистрирующий орган документ, подтверждающий возникновение у наследодателя права собственности на заявленный им земельный участок, а именно: не было представлено свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения, в связи с чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю правомерно приостановлено осуществление государственной регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Между тем судами нижестоящими инстанций не учтено следующее.
Согласно абзацу первому статьи 80 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (в редакции от 25 апреля 1991 года) земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (в редакции от 25 апреля 1991 года) сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Местные Советы народных депутатов могут передавать свои полномочия по изъятию, предоставлению и передаче земель их исполнительным и распорядительным органам или президиумам (последний абзац статьи 23 Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).
Согласно решению Раздольского сельского Совета народных депутатов Хостинского района г. Сочи Краснодарского края Исполнительный комитет от 12 апреля 1990 года N73 следует, что Кочян А.П. дано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на выделенном земельном участке N3 площадью 0, 08 га в селе Прогресс по улице Юбилейной (л.д. 48).
Постановления сельской администрации от 29 ноября 1993 года N 440 следует, что было принято решение "о перерегистрации в пожизненное наследуемое владение земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного в селе Прогресс по улице Юбилейной гражданином Кочян А.П." (л.д. 50).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются положениями этого федерального закона.
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены в статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ, при этом особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, установлены в статье 49 названного федерального закона и статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Согласно абзацу первому пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Постановление органа местного самоуправления об отводе земельного участка (Постановление N 440) является надлежащим правоустанавливающим документом.
Такое же правовое регулирование содержат положения статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что административными истцами не представлено свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения, а Постановление N 440 не является основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Между тем часть 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ содержит перечень документов, на основании которых подлежит регистрации право собственности гражданина на земельный участок. Любой из них является самостоятельным основанием для такой регистрации.
Указанное не противоречит правовой позиции, сформулированной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 июня 2021 года N 41-КАД21-10-К4.
Акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в том числе представленное Кочян А.П. Постановление N 440, является достаточным основанием для регистрации права собственности.
Закон не требует для регистрации права собственности в упрощенном порядке представления одновременно правоустанавливающего (постановление о предоставлении земельного участка) и правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения).
Согласно абзацу третьему пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Учитывая имеющиеся в материалах дела архивные документы на л.д. 48-50 надлежащим образом не заверены судам необходимо было запросить указанные документы МКУ "Архив г. Сочи" для проверки их достоверности.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судами нижестоящих инстанций не выполнены.
При таких данных судами нижестоящих инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 09 февраля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 21 августа 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи О.П. АняноваН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.