Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)", поступившую в суд первой инстанции 11 июля 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Сысенко И.И. к филиалу "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" о признании незаконным и отмене решения N 77 от 29 июня 2022 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, об обязании принять на учет.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сысенко И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Филиалу "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" о признании незаконным и отмене решения N 77 от 29 июня 2022 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, об обязании принять на учет.
Решением Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 28 ноября 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 6 марта 2023 года отменено решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 28 ноября 2022 года.
По делу принято новое решение, которым судом признано незаконным решение Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" о признании незаконным и отмене решения N 77 от 29 июня 2022 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Сысенко И.И.
Суд обязал Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации Филиал "Южный" повторно рассмотреть заявление подполковника запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации Сысенко И.И. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации Глухова В.С. просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, подполковник ФСБ России Сысенко И.И. служил в Министерстве обороны Российской.
В 1990 году после перевода к новому месту службы в город Ростов-на-Дону Сысенко И.И. предоставлялось жилье (2-х комнатная квартира) на семью из трёх человек по адресу: "адрес"
В 2000 году Сысенко И.И. развелся с женой - Сысенко (Рубцовой) М.А. и был снят с регистрационного учета с прежнего места жительства, поскольку как указал Сысенко И.И, планируемым предстоящим изменением места службы и убытием к новому месту службы в п. Сукко Анапского района Краснодарского края. После этого бывшая супруга и дочь приватизировали указанное жилое помещение, в котором Сысенко И.И. проживал ранее.
Как усматривается из материалов дела и пояснений административного истца, перевод к новому месту службы не состоялся. Считая, что его жилищные права нарушены, Сысенко И.И. обратился в суд с иском о восстановлении своего права пользования прежним жилым помещением. В удовлетворении иска судом ему было отказано. По решению Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону квартира была оставлена бывшей жене и дочери, суд отказал в признании права Сысенко И.И. в пользовании жилым помещением.
29 декабря 2004 года жилищной комиссией Ростовского военного института Ракетных войск Министерства Обороны Российской Федерации Сысенко И.И. был принят на учёт как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
На основании решения Жилищной Комиссии РВИ РВСН Министерства Обороны России Сысенко И.И. было представлена служебная однокомнатная квартира, по адресу: "адрес"
18 декабря 2006 года 1-й Ростовской КЭЧ КЭУ СКВО было принято решение о снятии Сысенко И.И. с жилищного учёта в связи с получением служебного жилья по договору N 62 от 17 октября 2006 года.
Подполковник ФСБ России Сысенко И.И. уволен с военной службы Приказом N 216-ЛС от 15 марта 2007 года по статье 51 пункт 3 подпункта "б" (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе).
Приказом начальника Управления ФСБ России по 27 Ракетной армии Министерства Обороны Российской Федерации (N) от 16 марта 2007 года N 22-ЛС Сысенко И.И. был исключен из списков личного состава с 23 марта 2007 года. Выслуга лет на 23 марта 2007 года составила: календарная - 30 лет 07 месяцев 16 дней.
Подполковник запаса ФСБ России Сысенко И.И, 23 апреля 2013 года считая, что договор служебного жилья должен быть изменен на договор социального найма, обратился с заявлением к Руководителю ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление". Решением Руководителя ФГУ "СКТУИО" от 22 мая 2012 года (исх. N 141/3/5-4384) в передаче в собственность занимаемого жилого помещения Сысенко И.И. было отказано.
В мае 2013 года Сысенко И.И. пришло уведомление от административного ответчика с требованием сдать служебное жилое помещение установленным порядком, т.к. он уволился с военной службы.
С целью сохранить за собой жилое помещение, Сысенко И.И. обращался к административному ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение. В марте 2015 года Сысенко И.И. отказано и в заключении Договора социального найма на квартиру, в которой он проживает.
25 мая 2022 года Сысенко И.И. обратился в Филиал "Южный" ФГАУ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Оспариваемым решением N 77 от 29 июня 2022 года подполковнику запаса ФСБ России Сысенко И.И. было отказано в принятии на учет нуждающегося в жилом помещении.
В качестве оснований для отказа в постановке на учет административный ответчик указал, что Сысенко И.И. проходил военную службу по контракту в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Приказом начальника Управления ФСБ России по 27 Ракетной армии Министерства Обороны Российской Федерации (N) от 16 марта 2007 года N 22-ЛС Сысенко И.И. был исключён из списков личного состава с 23 марта 2007 года.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определен приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 590 "Об утверждении Правил организации органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" (далее - Правила N 590).
Исходя из вышеизложенного заместитель начальника филиала Филиал "Южный" ФГАУ Белошейкин С, ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказал подполковнику запаса ФСБ России Сысенко И.И. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Исходя из системного анализа указанных норм, следует, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями, а гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями.
Как верно указано судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, подполковник ФСБ России Сысенко И.И. проходил военную службу в Министерстве Обороны Российской Федерации и в пределах своих полномочий обеспечивал безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации. В 2007 году он уволился с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 20 лет и на момент увольнения с военной службы не был обеспечен жилищной субсидией или жилыми помещениями.
Согласно Уставу ФГАУ "Росжилкомплекс" предметом деятельности учреждения являются обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы (п. 18.1).
Как верно указано судом апелляционной инстанции, применению подлежат нормы не приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 590 "Об утверждении Правил организации органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями", а Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 года N 318 (ред. от 28 сентября 2017 года) "Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)".
Согласно пункту 23 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 года N 318, Управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов обеспечиваются:
всеми видами закрытой и открытой связи, медицинским обслуживанием, воинскими перевозочными документами, служебными и жилыми помещениями для сотрудников органов безопасности в войсках - соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями.
Порядок обеспечения деятельности органов безопасности в войсках устанавливается совместными нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе централизованного возмещения Федеральной службой безопасности Российской Федерации расходов на содержание подчиненных ей органов безопасности в войсках. Этими же совместными нормативными правовыми актами определяются порядок выделения и численность подразделений охраны и водительского состава для транспортных средств органов безопасности в войсках за счет штатной численности соответствующих объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 19 ноября 2013 года N 1365, от 7 декабря 2016 года N 657).
Из Положения усматривается, что сотрудники органов безопасности отделов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов обеспечиваются соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и жилыми помещениями. При этом Положение не содержит указаний, что такой категории сотрудников органов безопасности предоставляются лишь служебные жилые помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ, а пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции верно было указано, что ссылки административного ответчика на отсутствие правовых оснований для постановки административного истца на учет как лица, нуждающегося в жилых помещениях, а именно на приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24.10.2011 года N 590 нельзя признать правомерными.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о признании оспариваемого решения N 77 от 29 июня 2022 года незаконным и не соответствующим нормам права, не подлежащим применению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежало отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований, признании незаконным оспариваемого решения и обязании филиала "Южный" ФГАУ повторно рассмотреть заявление подполковника запаса Федеральной службы безопасности Сысенко И.И. о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы кассационной жалобы законности оспариваемого решения, поскольку административный истец Сысенко И.И. уже был обеспечен жилым помещением и распорядился им по своему усмотрению, а именно передал его своей жене и дочери, а право на обеспечение жилым помещением предоставляется один раз, подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Из содержания решения ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации Филиал "Южный" N 77 от 29 июня 2022 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не следует, что основанием для отказа Сыссенко И.И. явилось то обстоятельство, что административный истец раннее был обеспечен жилым помещением.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 6 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 25 августа 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. МальмановаЮ.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.