Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Аняновой О.П, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Викленко Е.С, поступившую в суд первой инстанции 6 июля 2023 года, на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 27 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Викленко Е.С. к администрации Черноморского района Республики Крым о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Викленко Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Черноморского района Республики Крым о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 27 января 2023 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 мая 2023 года оставлено без изменения решение Черноморского районного суда Республики Крым от 27 января 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Викленко Е.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, в соответствии с договором дарения от 1 февраля 2017 года Демидова И.В, действующая от имени Кольчик Т.А. подарила, а Викленко Е.С. приняла в дар земельный участок площадью 2324 кв.м. с кадастровым номером N с расположенным на нем жилым домом общей площадью 460, 90 кв.м, жилой площадью 76, 6 кв.м, расположенных по адресу: "адрес"
24 июля 2021 года Викленко Е.С. дала согласие на раздел указанного земельного участка с кадастровым номером N и образование из него двух самостоятельных земельных участков площадью 1162 кв.м. каждый.
26 августа 2021 года осуществлена государственная регистрация права собственности за Викленко Е.С. на земельный участок площадью 1162 кв.м.
26 июля 2022 года Викленко Е.С. обратилась в администрацию Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым с заявлением N 02-11/915, в котором просила принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве частной собственности, а так же земельного участка площадью 499 кв.м, находящегося в муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения обращения Викленко Е.С. администрацией Черноморского района Республики Крым принято решение, изложенное в письме от 01 августа 2022 года N02-33/11054/1, в котором указано о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения площадью - 1661 кв.м. (площадь существующего земельного участка 1162 кв.м, кадастровый номер N), расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование отказа указано, что перераспределение земельных участков регулируется статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации "Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности". Одновременно разъяснены положения пункта 9 статьи 39.29, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Сообщено, что перераспределение земельного участка осуществляется с землями муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, из которых не сформированы отдельные земельные участки. Так, из земель, граничащих с земельным участком с кадастровым номером N, возможно образовать самостоятельный земельный участок, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Правилами землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым. Дополнительно сообщено, что согласно письму от 24 августа 2018 года NД23и-4640 Министерства Экономического Развития Российской Федерации "О перераспределении земель и нескольких земельных участков", перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "в" и "к").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.1 данного Кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 11.10 данного Кодекса, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Земельные участки, в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой, уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 названного Кодекса.
Подпунктом 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующего основания: приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На основании пунктов 5, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.06.2017 N1266-О, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, невозможность утверждения схемы расположения испрашиваемого Викленко Е.С. земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения связана с тем, что перераспределение земельного участка осуществляется с землями муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, из которых не сформированы отдельные земельные участки. При этом из земель, граничащих с земельным участком с кадастровым номером N, возможно образовать самостоятельный земельный участок, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Правилами землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.
Так, на территории муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования, утвержденными решением Черноморского сельского совета от 01 марта 2019 года.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, земельный участок N, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) (л.д. 103).
Согласно статье 47 вышеуказанных Правил в территориальной зоне Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами" для видов разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства", "для ведения личного подсобного хозяйства", "ведение огородничества" установлены минимальные размеры земельных участков - 0, 04 га (или 400 кв.м) (л.д. 105).
Таким образом, из заявленной к перераспределению площади земель муниципальной собственности - в размере 499 кв.м. имеется возможность сформировать самостоятельный земельный участок в размере, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, что, в свою очередь, в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечение рационального использования земель является одной из целей охраны земель.
Исходя из изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемое административным истцом постановление является принятым в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, обоснованным.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые действия о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка путем перераспределения, и решение, выраженное в письме от 01 августа 2022 года N02-33/11054/1, являются законными, в связи с чем, судами нижестоящих инстанций обосновано отказано в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 27 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 24 августа 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи О.П. АняноваН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.