Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МТУ Росимущества в Краснодарскому крае и Республике Адыгея, поступившую в суд первой инстанции 19 июля 2023 года, на решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 08 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Туапсинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарскому крае и Республике Адыгея о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя МТУ Росимущества в Краснодарскому крае и Республике Адыгея - Савинкова Д.Б, объяснения прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Туапсинский транспортный прокурор Гусаковский А.Ю, действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарскому крае и Республике Адыгея о признании бездействия незаконным.
Решением Октябрьского районного суда города Краснодар от 08 ноября 2022 года административные исковые требования Туапсинского транспортного прокурора удовлетворены.
Судом признано незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея по присвоению объекту федеральной собственности "Доковая эстакада" реестрового номера федерального имущества и включению объекта в Реестр федерального имущества.
Суд возложил на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обязанность выполнить действия по присвоению объекту федеральной собственности "Доковая эстакада" реестрового номера федерального имущества и включению объекта в Реестре федерального имущества, в соответствии с Положением об учете и о контроле использования федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершении учета федерального имущества", в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года решение Октябрьского районного суда города Краснодар от 08 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности Кеда И.И. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции.
От Туапсинского транспортного прокурора Калошиной И.С, участвовавшей в деле, поступили возражения на кассационную жалобу, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить без изменения решение суда первой и апелляционной инстанции, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационную жалобу поступил отзыв от представителя АО "Туапсинский морской торговый порт" по доверенности Гаврюшева В.Г, в котором считает решение суда первой и апелляционной инстанции законными, обоснованными и мотивированными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности Савинков Д.Б, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов.
Также в судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролова Е.В, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, возражения на нее, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Туапсинской транспортной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения АО "Туапсинский морской торговый порт" от 07 сентября 2022 года по вопросу учета объекта федеральной собственности проведена проверка, согласно которой выявлено, что в акватории морского порта Туапсе расположено портовое гидротехническое сооружение "Доковая эстакада", ранее эксплуатируемое ОАО "Туапсинский судоремонтный завод", реорганизованным в декабре 2017 года путем присоединения к АО "Туапсинский морской торговый порт", право собственности Российской Федерации на которое в установленном порядке до настоящего времени не оформлено, объект в реестр федерального имущества не включен, находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта.
Согласно материалам дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года дело N А32-51459/2020, принятого по результатам рассмотрения искового заявления АО "Туапсинский морской торговый порт" к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, оставленного в силе постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 года Арбитражного суда Северо-Кавказского округа установлено, что объект "Доковая эстакада" является гидротехническим сооружением предназначенным для обслуживания плавучих доков и в соответствии с распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 16 сентября 1992 года N 444-р не подлежит приватизации, следовательно, является объектом федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что по заказу АО "Туапсинский морской торговый порт" аккредитованным испытательным центром ООО "ГТ Сафети" 03 ноября 2020 года проведено освидетельствование сооружения "Доковая эстакада", по результатам которого составлен акт освидетельствования портового гидротехнического сооружения, заключение о техническом состоянии гидротехнического сооружения по результатам освидетельствования, извещение о необходимости вывода сооружения из эксплуатации, свидетельство о годности сооружения к эксплуатации, паспорт доковой эстакады.
Как следует из заключения о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения, расчетный физический износ Доковой эстакады составляет 65, 35%
Из заключения кадастрового инженера N 28-10/20 от 28 октября 2020 года следует, что портовое гидротехническое сооружение "Доковая эстакада" расположено между причалом N 17 и хозяйственным причалом, принадлежащими АО "Туапсинский морской торговый порт".
Согласно материалам дела, Туапсинской транспортной прокуратурой в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея внесено представление от 22 февраля 2022 года за исходящим N 23/1-2-2022/8 об устранении нарушений законодательства в области учета федеральной собственности "Доковой эстакады" с требованием включения спорного объекта в Реестр федерального имущества.
Между тем, в течение месяца со дня внесения представления Туапсинского транспортного прокурора конкретные меры по устранению нарушений МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея не приняты, в ответе о рассмотрении представления прокурора от 12 мая 2022 года N 23-СМ-04/9917 указано, что вопросы управления государственным имуществом в сфере морского транспорта относятся к компетенции Федерального агентства морского и речного транспорта, следовательно, не входят в компетенцию Росимущества. Мер, направленных на присвоение объекту федеральной собственности "Доковая эстакада" реестрового номера федерального имущества и включения его в Реестр федерального имущества до настоящего времени не принято.
Как следует из материалов дела, правовая позиция Росморречфлота, изложенная в переписке с АО "Туапсинский морской торговый порт", в том числе, в письме от 07 июня 2022 года N ЗД-28/7092, согласно которой у агентства отсутствуют полномочия по принятию решений о включении объектов в состав имущества государственной казны Российской Федерации и учете их в Реестре федерального имущества, поскольку данные полномочия отнесены к компетенции Росимущества.
Удовлетворяя административные исковые требования Туапсинского транспортного прокурора, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что МТУ Росимуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея не исполнены законные требования прокурора, изложенные в представлении от 22 февраля 2022 года за исх.N23/1/2/2022/8 об устранении нарушений законодательства, поскольку работа по включению спорного объекта в Реестр федерального имущества не ведется, чем нарушены интересы Российской Федерации, в том числе на нахождение своего имущества в государственной казне, на возможность пользоваться, содержать и распоряжаться государственным имуществом.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В силу статьи 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", объекты инфраструктуры морского порта - это здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с пунктом 1 Перечня объектов инфраструктуры морского порта, утверждённого приказом Минтранса России от 07 ноября 2017 года N475, к объектам инфраструктуры морского порта отнесены: берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, искусственно образованные территории и подобные объекты, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, и иные портовые гидротехнические сооружения.
В соответствии с пунктом 4 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N620, в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.
Согласно подпункту "в" пункта 5, пункта 12 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N620, к объектам технического регулирования относятся объекты инфраструктуры морского транспорта. Объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 231 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N620, установлено, что ремонтные работы объекта инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить восстановление технических и эксплуатационных характеристик, необходимую долговечность конструкции и безопасную эксплуатацию этого объекта. При расчётном физическом износе объекта инфраструктуры морского транспорта более 30 процентов необходимо провести его капитальный ремонт или реконструкцию.
По смыслу пунктов 189, 190 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N620 освидетельствование портовых гидротехнических сооружений осуществляется аккредитованным испытательным центром.
Согласно пунктам 1, 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну составляет государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6, пунктов 8, 18 Положения об учёте и о контроле использования федерального имущества, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N447 "О совершенствовании учета федерального имущества", учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах; имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом.
Учёт федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Документом, подтверждающим факт учёта федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
В соответствии с пунктом 5.40 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N432, Росимущество выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, т.е. государственное имущество, не закреплённое за государственными предприятиями и учреждениями.
Согласно требованиям Положения о совершенствовании учёта и контроля за использованием федерального имущества, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации N447 от 16 июля 2007 года (далее - Положение об учёте), "учёт федерального имущества" - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объёме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом, "правообладатель" - федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти (федеральный государственный орган), федеральное государственное бюджетное учреждение, федеральное казённое учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казённое предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на вещном праве или в силу закона (пункт 1 Положения об учете).
Согласно пункту 6 Положения об учёте, учёт федерального имущества и ведение реестра осуществляют: а) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - в отношении находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляет Агентство или иной федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация; б) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 35 Положения об учете, учёт федерального имущества в реестре, внесение в него новых сведений об объектах учета и о лицах, обладающих правами на них и сведениями о них, а также исключение всех сведений о них из реестра осуществляются также по результатам документальных и других проверок правообладателей и (или) проведения иных мероприятий (в том числе с использованием сведений, содержащихся в государственных информационных системах).
В силу пункта 5.4 (2) Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" Росморречфлот обращается от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, а также права собственности Российской Федерации на такие объекты, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Согласно материалам дела, Росимуществом России издан Приказ от 9 июня 2022 года N120 "Об утверждении Методических рекомендаций по действиям территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом по предупреждению принятия в государственную казну Российской Федерации потенциально опасных объектов и ограниченного в обороте имущества, поступающих в собственность Российской Федерации в рамках процедуры банкротства, приватизации и по иным основаниям, а также по действиям по обеспечению безопасности и передаче указанного имущества пользователям" (далее - Приказ N120), положения которого не могут быть приняты во внимание, поскольку представление Туапсинской транспортной прокуратуры внесено административному ответчику 22 февраля 2022 года, то есть до издания Росимуществом Приказа N120.
Вместе с тем, приведённые выше нормативные акты Правительства Российской Федерации имеют большую юридическую силу, и положения Приказа N120 не могут их отменять и противоречить им.
В соответствии с пунктом 4 Приказа N120 устанавливает, что территориальный орган Росимущества обязан принять все меры, исключающие принятие в государственную казну Российской Федерации имущества без его одновременного закрепления за федеральным органом исполнительной власти, к сфере регулирования которого относится имущество, либо за подведомственной ему организацией.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о бездействии административного ответчика в вопросе учета объекта федеральной собственности "Доковая эстакада" и не включения его в Реестр федерального имущества, что не позволяет закрепить спорный объект за Федеральным агентством морского и речного транспорта с последующей передачей его в хозяйственное ведение ФГУП "Росморпорт" в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 года N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими портами", в связи с чем административные исковые требования правомерно удовлетворены.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 08 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 28 августа 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоО.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.