Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области об оспаривании решения по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Астраханской области), в котором просила признать решение ответчика об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить и выплатить ФИО4 ежемесячное пособие женщинам, вставшей на учет в медицинскую организацию в ранние роки беременности с месяца постановки ее на учет в медицинской организации, взыскать в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24.10.2022 исковые требования ФИО4 частично удовлетворены.
Решение ГУ ОПФ РФ по Астраханской области об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки N от 24.06.2022 о назначении ежемесячного пособия как женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, признано незаконным.
На ГУ ОПФ РФ по Астраханской области возложена обязанность назначить и выплатить ФИО4 ежемесячное пособие с ДД.ММ.ГГГГ.
Взысканы с ГУ ОПФ РФ по Астраханской области в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2023 решение суда первой инстанции изменено в части указания даты выплаты мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия как женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние срока беременности, с ДД.ММ.ГГГГ, возложив на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области обязанность выплатить ФИО4 пособие с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Астраханской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора неверно применены нормы законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющих детей. Указывает на обоснованный отказ ответчика в выплате, поскольку у заявителя и его трудоспособных членов семьи отсутствовал доход от трудовой деятельности, данная информация получена ответчиком в результате межведомственного взаимодействия.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячного пособия как женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
К заявлению она приложила копии налоговых деклараций (исходная и корректирующая форма) по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2021 год.
Согласно приложенной квитанции о приеме налоговых декларации, исходная сумма декларации (указана сумма 7500 руб.) источник выплат дохода - ФИО5) принята налоговой инспекцией ДД.ММ.ГГГГ.
Дата приема налоговой декларации корректирующей формы 3-НДФЛ - ДД.ММ.ГГГГ. В корректирующей форме размер дохода супруга ФИО4 ФИО6 размер дохода составляет 20 000 руб, источник выплат дохода - ФИО5
Решением ГУ ОПФ РФ по Астраханской области от 24.06.2022 ФИО4 отказано в назначении и выплате ежемесячного пособия как женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности по причине отсутствия у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 13 лет) доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональной доход", ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов.
Разрешая спор в части признания решения ответчика об отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, и удовлетворяя их в этой части, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку документально подтверждено, что истец в ранние сроки беременности встала на учет в медицинской организации, ее супруг в юридически значимый период имел доход от оказания услуг по договору подряда.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам апелляционной жалобы ответчика согласился с неверным определением судом первой инстанции даты начала выплаты пособия поскольку выводы суда о выплате пособия с ДД.ММ.ГГГГ не основаны на положениях действующего законодательства. С учетом положений пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2022 N 1036, выплата пособия производится с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ФИО4 встала на учет в ранние сроки беременности ДД.ММ.ГГГГ.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены дополнительные меры материальной поддержки семей, имеющих детей, в частности, выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Статьей 9 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, имеют женщины в случае, если срок их беременности составляет шесть и более недель, они встали па учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2022 N 1036 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения пособия, и формы заявления о назначении пособия, а также о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1037 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2022 N 1036, пособие назначается при обращении женщины после наступления 12 недель беременности и выплачивается за период, начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации, но не ранее наступления 6 недель беременности, до месяца родов или прерывания беременности включительно.
Пособие выплачивается за полный месяц независимо от срока наступления 6 недель беременности в конкретном месяце или даты обращения за назначением указанного пособия, а также за полный месяц, включая месяц родов или прерывания беременности.
Согласно п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2022 года N 1036, основаниями для отказа в назначении пособия являются: з) отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "е", "и", "л" - "н" и "п" пункта 38 настоящих Правил, за расчетный период, предусмотренный пунктом 39 настоящих Правил, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей, включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка;
семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи);
заявитель и (или) члены его семьи были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 39 настоящих Правил, или при условии, что на день подачи заявления о назначении пособия срок беременности женщины 12 недель и более, решение об отказе в назначении пособия по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается);
заявитель и (или) члены его семьи относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведут традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает малочисленный народ и подано заявление о назначении пособия.
Согласно п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2022 года N 1036, периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в подпункте "з" пункта 22 настоящих Правил, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 39 настоящих Правил, решение об отказе в назначении пособия не принимается.
Согласно п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2022 года N 1036, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, в том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье). При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения. В 2022 году при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются предусмотренные настоящим подпунктом доходы заявителя и членов семьи, с которыми расторгнут трудовой договор, начиная с 1 марта 2022 года и которые признаны безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", на день подачи заявления о назначении пособия.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебным постановлением, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24.10.2022 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.