Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ЛопаткинойН.А, судей Лозовой Н.В, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ департамент жилищной политики администрации города Симферополя Республики Крым о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, понуждении совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя ответчика администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО5 на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи ЛопаткинойН.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ департамент жилищной политики администрации города Симферополя Республики Крым о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, понуждении совершить определенные действия. Просил суд признать за ним право пользования жилым помещением - квартирой N, расположенной по адресу: "адрес", на условиях договора социального найма; обязать администрацию города Симферополя Республики Крым заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом городского совета рассмотрено ходатайство прокуратуры "адрес" о предоставлении в качестве служебной "адрес", помощнику прокурора "адрес" ФИО1, по результатам которого принято решение Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении благоустроенного жилья в качестве служебного - однокомнатной квартиры на 3-м этаже, жилой площадью 17, 5 кв.м, кухня - 8, 2 кв.м, составом семьи - ФИО1 - одинокий. Истец зарегистрирован и проживает в указанной квартире с 2008 года и по настоящее время. Многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, является собственностью муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым. Истец, воспользовавшись муниципальной услугой по заключению договора социального найма жилого помещения, обратился в администрацию "адрес", однако ему было отказано в связи с тем, что отсутствуют основания для заключения договора социального найма помещения.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 ноября 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ФИО5 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, считая, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование жалобы указывает, что, поскольку на основании постановления администрации города Симферополя Республики Крым от 21.02.2020 N 1228 "О передаче муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" муниципального имущества (жилых помещений) муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым" передавалось муниципальное имущество, а не имущество, принадлежащее МУП "Киевский Жилсервис", к спорным правоотношениям статья 7 Закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не подлежит применению. Спорное жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов было отнесено в разряд служебных, предоставлено ФИО1 как служебное. Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, не принималось. Спорная квартира является специализированным (служебным) жилым помещением, которое не может быть предоставлено по договору социального найма.
В письменных возражениях ФИО1 просит оставить судебные постановления без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой и апелляционной инстанции по настоящему делу.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 зарегистрирован и проживает в "адрес" в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ N.
В выписке из Реестра муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о том, что "адрес", расположенная по адресу: "адрес", является муниципальным имуществом МОГО Симферополь Республики Крым (дата присвоения - ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 110 приложения Постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О передаче муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" муниципального имущества (жилых помещений) муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации "адрес"", указанная квартира передана МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации "адрес".
Согласно сведениям ЕГРН, на указанную квартиру зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым.
Как следует из ответа МКУ департамент жилищной политики администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 о заключении договора социального найма, заявителю было отказано в предоставлении данной услуги в связи с тем, что согласно ответу прокуратуры Республики Крым "адрес", расположенная по адресу: "адрес", в реестре служебного жилья прокуратуры республики не состоит. При этом прокуратура Республики Крым указывает на отсутствие оснований для проживания ФИО1 в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда г. Симферополя, так как он в настоящее время занимает должность заместителя прокурора Раздольненского района, а обеспечение служебными жилыми помещениями прокурорских работников осуществляется в соответствии с ч.18 ст. 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду органов прокуратуры. Заявителю также разъяснено право на обращение в суд.
Судом установлено, что у истца отсутствует принадлежащее ему на праве собственности или находящееся у него в пользовании на каком-либо ином законном основании иное жилое помещение, также отсутствуют сведения о реализации истцом права на приватизацию помещений.
Из материалов дела следует, что на основании Решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции руководствовался статьями 19, 64, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", статьей 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", и исходил из того, что истец вселился на законных основаниях в спорное жилое помещение, имеющее соответствующие технические характеристики, добросовестно длительное время владеет и пользуется им, заключил договоры с обслуживающими организациями, оплачивает коммунальные услуги, производит за свой счет расходы на его содержание, надлежащим образом осуществляет обязательства по содержанию, меры по сохранению и защите от посягательств или притязаний третьих лиц, с момента законного вселения и до настоящего времени добросовестно, открыто и непрерывно владеет данным имуществом как своим собственным на протяжении длительного времени (свыше 15 лет), где постоянно проживает. Проведя аналогию закона со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу, что спорное жилое помещение фактически выбыло из состава служебных жилых помещений и в настоящее время к нему применим правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального и процессуального права.
Между тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
Разрешая данный спор и приходя к выводу, что спорное жилое помещение фактически выбыло из состава служебных жилых помещений и в настоящее время к нему применим правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам найма, суд первой инстанции сослался на статью 7 Федерального закона 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Гражданину, фактически пользовавшемуся жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, не может быть отказано в заключении договора социального найма на изолированное жилое помещение.
Таким образом, применение указанной нормы закона возможно в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях в домах, являвшихся общежитием.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорная квартира расположена в доме, являвшемся общежитием.
Более того, к спорным правоотношениям указанная норма закона была применена судом по аналогии со ссылкой на то, что в отношении служебных помещений аналогичной нормы не содержится.
Между тем, отсутствие аналогичной нормы закона в отношении служебных жилых помещений не свидетельствует о пробеле в законодательстве и необходимости применения данной нормы по аналогии, а свидетельствует о наличии иного правового регулирования правоотношений, связанных с пользованием служебными жилыми помещениями, которое содержится в главах 9, 10 Жилищного Кодекса РФ.
В силу положений статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости.
Таким образом, процессуальный закон обязывает суд оценить представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и отразить в судебном акте мотивы, по которым он пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из принципов равноправия сторон и состязательности процесса.
Согласно положениям статьи 329 ГПК РФ в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются.
Однако данные требования судебными инстанциями выполнены не были.
В апелляционной жалобе, возражая против выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска, ответчик указывал, что спорное помещение в надлежащем порядке было отнесено к служебным и на момент рассмотрения дела такового статуса не потеряло.
Между тем, указанные обстоятельства надлежащей оценки со стороны суда апелляционной инстанции не получили, юридически значимые обстоятельства не установлены.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции ограничился лишь установлением факта регистрации права собственности на "адрес", за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым, и пришел к выводу о возникшей у ответчика обязанности в силу закона заключить с истцом договор социального найма.
Между тем, как следует из решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ N "О жилищных вопросах", на основании ст. 118 Жилищного кодекса Украины, п. 3 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украине удовлетворено ходатайство прокуратуры "адрес" о включении в число служебных "адрес", и в соответствии со ст. 121 Жилищного кодекса Украины, п. 8 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украине, "адрес", предоставлена помощнику прокурора "адрес" ФИО1 в качестве служебной.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Симферопольского городского совета ФИО1 выдан ордер на служебное жилое помещение N на состав семьи 1 человек на право занятия 1-комнатной квартиры жилой площадью 17, 5 кв.м.
Согласно выписке из Реестра муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, спорное жилое помещение включено в Реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Из материалов дела следует, что истец был вселен в жилое помещение по адресу: "адрес", в период действия Жилищного Кодекса УССР, в соответствии со статьей 5 которого государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Согласно положениям статьи 118 Жилищного кодекса УССР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Статьей 121 Жилищного кодекса УССР предусмотрено, что порядок предоставления служебных жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другими актами законодательства УССР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации.
В соответствии со статьей 122 Жилищного кодекса УССР, на основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является основанием вселения в предоставленное служебное жилое помещение.
Как усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями жилищного законодательства на основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов было отнесено к разряду служебных (решение от ДД.ММ.ГГГГ N, л.д. 18) и предоставлено ФИО1 как служебное.
Вопреки требованиям закона, суд не определилкак юридически значимое обстоятельство установление факта того, имелось ли соответствующее решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Указанные обстоятельства не устанавливались и не вошли в предмет доказывания по делу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях урегулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности, право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Сам факт того, что указанное жилое помещение приобрело статус собственности муниципального образования г. Симферополь, не свидетельствует об автоматической потери статуса служебного жилого помещения.
Суд в обоснование своих выводов о том, что квартира по адресу: "адрес", являясь муниципальной собственностью, может быть предоставлена истцу по договору социального найма, в том числе, сослался положения статьи 7 Федерального закона 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и на п.110 приложения Постановления администрации города Симферополя Республики Крым от 21.02.2020 N 1228 "О передаче муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" муниципального имущества (жилых помещений) муниципальному казенному учреждению департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым", указав, что факт передачи имущества от МУП "Киевский Жилсервис" в МКУ департамент развития муниципальной собственности свидетельствует об утрате спорным жилым помещением статуса служебного.
Между тем, в указанном постановлении отсутствуют сведения о том, что дом, в котором находится указанная квартира, принадлежал МУП "Киевский Жилсервис" и использовался в качестве общежития. При этом, указанные обстоятельства предметом установления также не были.
С учетом изложенного, указанное постановление администрации города Симферополя Республики Крым от 21.02.2020 N 1228 в данном случае не может является доказательством правомерности требований истца о заключении с ним договора социального найма.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Между тем при вынесении определения судом апелляционной инстанции указанные выше требования закона соблюдены не были. Суд апелляционной инстанции юридически значимые обстоятельства также не устанавливал, допущенные судом первой инстанции нарушения материального и процессуального закона не устранил.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права в соответствии с частями 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную представителя администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО5 удовлетворить.
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты" "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.