Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30.03.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав путем использования систем видеоконференцсвязи представителя ФИО3 по ордеру - адвоката ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконными решения ГУ ОПРФ по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ и N без даты, включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного порядка его исчисления - один год работы за 1 год и шесть месяцев такой работы, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ГУ ОПФР по Ростовской области компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.11.2022 исковые требования ФИО3 удовлетворены частично. Суд признал незаконными и отменил решения ПФР N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязал ПФР включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве гидромониторщика в старательской артели "Объединение" комбината "Алданзолото" с применением льготного порядка его исчисления - один год работы за 1 год и шесть месяцев такой работы и назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с указанной нормой права с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.
Признаны незаконными решения государственного учреждения - отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Включен в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности гидромониторщика в старательной артели "Объединение" комбината "Алданзолото" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ФИО3 просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на неверное применение судом апелляционной инстанции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации", ст. 94 которого содержит указание на виды стажа, исчисляемого с применением льготного порядка "При подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере". Указывает, что упомянутый для целей назначения пенсий в соответствии со ст. 12 закона N стаж (будь то общий трудовой, или стаж на соответствующих видах работ: по Списку N (п.а), по Списку N (п.б) и т.п.) в соответствии со ст.94 закона N должен быть исчислен с применением льготного порядка, то есть в полуторном размере.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференцсвязи в соответствии со ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) по ходатайству ФИО3 об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Новочеркасского городского суда Ростовской области.
В судебном заседании представитель ФИО3 по ордеру - адвокат ФИО7 доводы кассационной жалобы поддержала.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дважды, а именно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в ПФР с заявлениями о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Решениями пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ необходимой продолжительности (6 лет 3 месяца), поскольку продолжительность страхового стажа ФИО3 составила 42 года 10 месяцев 24 дня (при требуемых 25 годах), стаж работы по Списку N отсутствует.
В специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" и за работу в районе Крайнего Севера не учтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 00 месяцев 03 дня) гидромониторщиком в комбинате "Алданзолото", поскольку отсутствует документальное подтверждение занятости на добыче драгоценных металлов из песков на прииске, и постоянной занятости в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют коды особых условий труда.
Вместе с тем судом первой инстанции было установлено, что согласно трудовой книжке АТ N, выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ принят гидромониторщиком в старательскую артель "Объединение" производственного отдела по старательской добыче комбината "Алданзолото", район Крайнего Севера, а ДД.ММ.ГГГГ уволен как самовольно оставивший производство. Данные записи заверены подписью инспектора отдела кадров и печатью предприятия.
Согласно архивной справке архивного отдела Администрации Муниципального района "Алданский район" Республики САХА (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности старательской артели "Объединение" являлась добыча золота и других полезных ископаемых и драгоценных металлов.
Согласно архивной справке N N от 31.03.2022 и исторической справке N N от 31.03.2022, выданным Архивным отделом Администрации муниципального района "Алданский район" Республики САХА (Якутия), документы по личному составу в архивный отдел администрации не поступали, основным видом деятельности артели старателей "Объединение" являлась добыча золота и других полезных ископаемых и драгоценных металлов, рабочий день длился 11 часов, артель дислоцировалась в Алданском районе Республики САХА (Якутия), которая относится к Районам Крайнего Севера.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 14, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, ЕТКС работ и профессий рабочих выпуск 4, утвержденными Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N, разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, подпунктом "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера", статьей 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пришел к выводу о том, что имеется документальное подтверждение занятости истца в должности и производстве, предусмотренных Списком N в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд отметил, что ранее действующее пенсионное законодательство не содержало требований о необходимости подтверждения постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списком N, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, в течение полного рабочего дня, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
Таким образом, учитывая, что периоды работы, имевшие место, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, могут быть включены в специальный стаж только при подтверждении полной занятости на работах, предусмотренных Списком N, тогда как документов по личному составу старательской артели "Объединение" в архивных учреждениях не имеется, суд пришел к выводу о том, что в специальный стаж истца может быть включен только период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам апелляционной жалобы пенсионного органа установил, что действовавшее в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации") законодательство предусматривало льготный порядок исчисления только общего стажа и при определенных условиях, а потому к данному периоду работы правила исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, применению не подлежат, этот период подлежит исчислению в календарном порядке. В связи с чем пришел к выводу о том, что в специальный стаж истца подлежит включению период продолжительностью 4 года 8 месяцев 2 дня (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также о том, что поскольку для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцу необходимо наличие специального стажа продолжительностью 6 лет и 3 месяца, то право на назначение соответствующей пенсии на момент обращения в ПФР у истца не возникло.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях").
Вместе с тем в соответствии со статьей 30 ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, мужчинам на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Частью 2 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 8 статьи 13 ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" не предусматривал льготный порядок исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 5 статьи 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года, работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет. Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.
В соответствии с пунктом 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (действовавшего в период работы истца), работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В силу подпункта "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлять дополнительно следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Пунктом 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" сокращена продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", с пяти до трех лет. Указано на предоставление этих льгот лицам, прибывшим в эти районы и местности по собственной инициативе, при условии заключения ими трудовых договоров на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана два года.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что действовавшее в период работы истца с 29.04.1987 по 31.12.1991 (дата введения в действие Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации") законодательство предусматривало льготный порядок исчисления только общего стажа и при определенных условиях, а потому к данному периоду работы правила исчисления специального стажа в полуторном размере за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, применению не подлежат, этот период подлежит исчислению в календарном порядке.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителей при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителей с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Ф.Г. Руденко
Е.Г. Аверина
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.