Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении периодов работы в страховой стаж и обязании назначить страховую пенсию по старости по кассационной жалобе ФИО1 на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 24.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08.02.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю), в котором просила включить в ее страховой стаж период работы в Эстонской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 24.10.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на неверный расчет ИПК ответчиком и неверное применение судами первой и апелляционной инстанций положений Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения".
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно формуляру о пенсионном стаже N от ДД.ММ.ГГГГ, представленному Департаментом Социального Страхования Эстонской Республики, продолжительность страхового (трудового) стажа ФИО1 на территории Эстонской Республики составляет 05 лет 0 месяцев 16 дней - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с иском ФИО1 указывала, что она имеет право на получение страховой пенсии по старости в связи с достижением ею ДД.ММ.ГГГГ установленного возраста 56 лет 6 мес, наличия страхового стажа в размере 13 лет и ИПК не менее 23, 4 балла. При обращении к ответчику, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, ей было отказано во включении в страховой стаж периодов работы в Эстонской ССР, в том числе и период ухода за вторым ребенком, родившемся на территории Эстонской ССР. С данным отказом ФИО1 не согласна, поскольку согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Республика Эстония выше указанное Соглашение не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nр для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до ДД.ММ.ГГГГ, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено судами период ухода ФИО1 за детьми, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р, до достижения ими возраста 1, 5 лет включен в пенсионный стаж ФИО1 на территории Эстонской Республики.
На основании формуляра о пенсионном стаже от 18.05.2022 N, поступившего из Департамента Социального Страхования Эстонской Республики судами также установлено, что при назначении пенсии Эстонской стороной будут учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ итого 5 лет 16 дней.
На основании изложенного, указанные периоды не могут быть учтены в стаж для назначения страховой пенсии на территории Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в который входит также период ухода за детьми, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р, до достижения ими возраста 1, 5 лет, засчитан в пенсионный стаж ФИО1 на территории Эстонской Республики, следовательно, величина ИПК ФИО1 должна определяться только из ее стажа на территории Российской Федерации, поскольку иное противоречило бы принципу разграничения ответственности за пенсионные права, закрепленному в Договоре между Российской Федерации и Эстонской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, а также положению части 2 статьи 13 Закона N 400-ФЗ о запрете на включение в страховой стаж периодов, учтенных при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсионное обеспечение.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены действующим с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 8, 35 Закона N 400-ФЗ и приложений N 3 и N 4 к названному Закону, право на страховую пенсию по старости в 2022году имеют женщины, достигшие возраста 56 лет 6 мес, при наличии у них страхового стажа, не менее 13 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее также - ИПК, коэффициент) не ниже 23, 4.
Величина ИПК зависит от пенсионных прав, приобретенных на день назначения пенсии, а именно от продолжительности страхового стажа и среднемесячного заработка до ДД.ММ.ГГГГ, величины страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете после ДД.ММ.ГГГГ, и определяется по формуле в соответствии с ч. 9 ст. 15 Закона N 400-ФЗ.
Согласно ст. 11 Закона N 400-ФЗ, в страховой стаж (определяющий величину ИПК) засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Наравне с указанными выше периодами в страховой стаж засчитываются также периоды, за которые страховые взносы не уплачивались, но в которые лицо несло так называемую полезную социальную нагрузку ("нестраховые периоды"), в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12 Закона N 400-ФЗ). ИПК за полный календарный год такого ухода за первым ребенком составляет 1, 8, за вторым - 3, 6, за третьим и четвертым - 5, 4 (часть 12 статьи 15 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 3 статьи 2 Закона N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации разъяснено, что международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности, при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
Вопросы сотрудничества Российской Федерации и Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения регулируются одноименным Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 3 названного Договора право на назначение страховой пенсии по старости имеют лица, проживающие на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.
Статьей 5 Договора предусмотрено, что при назначении пенсии в соответствии с данным Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1). Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации, согласно указанному Договору, пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
В силу статьи 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии (пункт 1).
Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно данному Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики (пункт 2).
Согласно статье 8 Договора компетентные учреждения Договаривающихся Сторон сотрудничают друг с другом по вопросам, связанным с реализацией настоящего Договора (пункт 2). Уполномоченные органы власти и компетентные учреждения Договаривающихся сторон оказывают друг другу содействие в реализации настоящего Договора и обмениваются информацией, касающейся законодательства и его изменений, а также статистическими данными (пункт 3).
Указанный Договор основан на пропорциональном принципе, в соответствии с которым пенсия за стаж, приобретенный на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики, устанавливается по законодательству и за счет той Договаривающейся Стороны, на территории которой он приобретен. Тем самым разграничена ответственность Договаривающихся Сторон за пенсионные права, приобретенные на их территории.
В части 2 статьи 13 Закона N 400-ФЗ содержится положение о том, что в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца судом апелляционной инстанции верно установлено, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица отражены периоды всей трудовой деятельности истицы, в том числе и периоды, протекающие на территории Эстонской Республики, поэтому в автоматизированном режиме расчёт индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) производится с учётом всех отражённых периодов работы. В соответствии с произведенным расчетом, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) гр. ФИО1 составила 20, 544 балла, что менее требуемых в 2022 году 23, 4 баллов, на территории Российской Федерации.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебным постановлением, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 24.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.