Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Руденко Ф.Г, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробейниковой О.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Коробейникова О.А. обратилась в суд в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - ОСФР России по Республики Крым, пенсионный орган) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением от 17.01.2022 ответчик необоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии, ссылаясь на невозможность включения в стаж для назначения пенсии ряда периодов работы, периодов прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства, периодов обучения в техникуме.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец просила суд признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной пенсии, обязать ответчика назначить пенсию, включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии следующие периоды ее работы с 15.08.1986 по 27.07.1988, с 03.10.1989 по 22.10.1990, с 23.10.1990 по 26.08.1991, с 16.03.1992 по 31.08.1992, с 01.09.1992 по 31.08.2004, с 01.09.2004 по 12.12.2005, с 12.12.2005 по 15.08.2011, с 15.08.2011 по 07.09.2012, с 07.09.2012 по 01.09.2014, с 01.10.2014 по 01.09.2015, с 21.12.2015 по 01.08.2018, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 17.10.2018 по 19.10.2018, с 29.10.2018 по 09.11.2018, 13.01.2020 по 17.01.2020, периоды обучения в техникуме с 01.09.1982 по 23.06.1986; обязать ответчика назначить пенсию по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 24 августа 2021 года.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Решение от 17.01.2022 N, принятое Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым об отказе в назначении Коробейниковой О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочной страховой пенсии, признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым возложена обязанность включить Коробейниковой О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды работы с 15.08.1986 по 27.07.1988, с 03.10.1989 по 22.10.1990, с 23.10.1990 по 26.08.1991, с 16.03.1992 по 31.08.1992, с 01.09.1992 по 31.08.2004, с 01.09.2004 по 12.12.2005, с 12.12.2005 по 15.08.2011, с 15.08.2011 по 07.09.2012, с 07.09.2012 по 01.09.2014, с 01.10.2014 по 01.09.2015, с 21.12.2015 по 01.08.2018, и назначить ей пенсию со дня обращения в пенсионный фонд, то есть с 24.08.2021.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 января 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2022 года изменено в части, из специального стажа работы Коробейниковой О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исключен период ее работы учителем начальных классов в учебно-воспитательном комплексе школы-гимназии N 17 имени А.С. Пушкина в г. Бишкек с 21.12.2015 по 01.08.2018, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела. Просит, направить дело на новое рассмотрение в Верховный суд Республики Крым.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, 24.08.2021 Коробейникова О.А. обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 17.01.2021 N Коробейниковой О.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ по причине отсутствия требуемого специального стажа не менее 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ истцу были включены периоды работы общей продолжительностью 02 года 10 месяцев 21 день. Ответчик признал у истца наличие специального стажа для досрочной пенсии лишь с 01.09.2018 по 23.08.2021.
Из указанного решения следует, что в вышеуказанный стаж истцу не были включены периоды работы:
- с 15.08.1986 по 27.07.1988 в должности воспитателя группы продленного дня Кировской средней школы (Республика Кыргызстан);
- с 03.10.1989 по 22.10.1990 в должности воспитателя группы продленного дня Кантской средней школы N4 (Республика Кыргызстан);
- с 22.10.1990 по 26.08.1991, с 01.09.1992 по 31.08.2004 в должности учителя начальных классов Люксембургской средней школы (Республика Кыргызстан);
- с 16.03.1992 по 31.08.1992 в должности учителя ИЗО Люксембургской средней школы (Республика Кыргызстан);
- с 01.09.2004 по 12.12.2005 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0, 5 ставки Люксембургской средней школы (позже - Средняя школа имени Я.Я. Ваккера) (Республика Кыргызстан);
- с 12.12.2005 по 15.08.2011 в должности учителя начальных классов Кантской средней школы-гимназии N3 (Республика Кыргызстан);
- с 15.08.2011 по 07.09.2012 в должности учителя начальных классов Бишкекской средней школы N60 (Республика Кыргызстан):
- с 07.09.2012 по 01.09.2014, с 01.10.2014 по 01.09.2015 в должности учителя начальных классов Учебно-воспитательного комплекса "Школа-гимназия N20" (Республика Кыргызстан);
- с 21.12.2015 по 01.08.2018 в должности учителя начальных классов Учебно-воспитательного комплекса "Школа-лицей N17 им. А. С.Пушкина" (Республика Кыргызстан).
Указанные спорные периоды подтверждаются архивными справками, записями в трудовой книжке истца.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу, что спорные периоды работы истца подлежат включению в ее специальный стаж, поскольку подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям об их относимости, допустимости и достоверности, и учитывая предварительный расчет ответчика, согласно которому при включении спорных периодов у истца имеется необходимая продолжительность специального страхового стажа, что дает право на установление пенсии по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный орган.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в целом признала выводы районного суда обоснованными, сделанными при верном применении норм материального права.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции в части наличия правовых оснований для учета в специальный педагогический стаж истца периода ее работы учителем начальных классов в учебно-воспитательном комплексе школы-гимназии N 17 имени А.С. Пушкина в г. Бишкек с 21.12.2015 по 01.08.2018, поскольку в указанный период истец, согласно приказу N 1, выполняла норму рабочего времени из расчета 16 часов в неделю, что меньше, чем предусмотрено действующим законодательством для городских учреждений, в связи с чем изменил решение в данной части, исключив указанный период работы из специального стажа истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов первой (в неизменной части) и апелляционной инстанций и считает, что выводы судов основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства при оценке судами доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 - для учета деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 - для учета деятельности, имевшей место за период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В разделе "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, в числе учреждений указаны школы и детские сады. В разделе "Наименование должностей" указаны заведующие, воспитатели.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены должности директора (начальника, заведующего), воспитателя, учителя, а пунктами 1.1, 1.8 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований; дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований.
Разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в спорные периоды истец работала в должностях и учреждениях, наименование которых соответствуют приведенным Спискам. При этом трудовая деятельность протекала на территории иностранного государства, являющегося участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Не смотря на то, что спорные периоды работы истца имевшие место после 13 марта 1992 года, в соответствии с пенсионным законодательством Республики Кыргызстан не предусматривается назначение досрочных пенсий педагогическим работникам, однако в настоящее время истец является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации, указанное является основанием для признания за ней права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает вывод судов о наличии возможности включения в специальный стаж истца работы на территории Республики Кыргызстан обоснованным, а доводы кассационной жалобы ответчика об обратном в данной части несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы ответчика о том, что специальный стаж истца, приобретенный на территории Республики Кыргызстан, может быть учтен только до распада СССР, остальной стаж не может быть принят во внимание, поскольку в Республике Кыргызстан отменен институт досрочных пенсий для педагогов, в связи с чем спорные периоды могут быть включены в специальный стаж только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не основаны на законе.
При разрешении спора суды правильно исходили из того, что специальный стаж истца исчислен по законодательству Российской Федерации. Учитывая, что в спорные периоды истец работала в должности и в учреждении, предусмотренных как действующим в период работы истца Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, так и действующими в настоящее время Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, суды приняли обоснованное решение о их зачете в специальный стаж истца.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что в периоды с 16.03.1992 по 31.08.1992, с 01.09.1992 по 31.08.2004, с 01.09.2004 по 12.12.2005, с 12.12.2005 по 15.08.2011, с 15.08.2011 по 07.09.2012, с 07.09.2012 по 01.09.2014, с 01.10.2014 по 01.09.2015 истец выполняла работу, не дающую в Республике Кыргызстан в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и не могла рассчитывать на досрочное пенсионное обеспечение по законодательству в Республике Кыргызстан, а также о том, что истец обратилась за назначением пенсии в период действия Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, подписанного в том числе Республикой Кыргызстан, вступившего в силу с 1 января 2021 года, согласно которому периоды работы истца на территории Республики Кыргызстан могут быть засчитаны в Российской Федерации в специальный стаж, если включение этих периодов в специальный стаж предусматривалось законодательством Республики Кыргызстан, являлись предметом обсуждения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку отсутствие в пенсионном законодательстве Республики Кыргызстан института досрочных пенсий для педагогических работников не является основанием для невключения спорных периодов в специальный стаж истца, в настоящее время постоянно проживающей на территории Российской Федерации, поскольку, как об этом верно указано судами, оценка ее пенсионных прав в связи с назначением досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Кыргыстан. В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик не оспаривал факт осуществления истцом в спорный период педагогической деятельности в должности и в учреждении, предусмотренных Списком N463 и Списком N 781, факт работы на территории иностранного государства подтвержден
представленными в материалы дела достоверными и достаточными доказательствами.
Следует отметить, что в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, установлено, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Из изложенных нормативных положений следует, что период работы истца в должности учителем начальных классов в учебно-воспитательном комплексе школы-гимназии N 17 имени А.С. Пушкина в г. Бишкек с 21.12.2015 по 01.08.2018 засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, при работе в 5 - 11 (12) классах не менее 18 часов в неделю.
Установив на основании анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, что в указанный период с 21.12.2015 по 01.08.2018, норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы не менее 18 часов в неделю истцом не выполнялась, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода в стаж педагогической деятельности истца в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем обоснованно изменил решение районного суда в указанной части, исключив спорный период из специального стажа истца.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в оспариваемом судебном постановлении.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену апелляционного определения.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом апелляционной инстанции и не получили правовую оценку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.