г. Краснодар 15 августа 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Дагуф С.Е, рассмотрев кассационную жалобу Соколова Э.А. на определение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года по делу по иску ПАО "Сбербанк России" в лице Краснодарского отделения N 8619 к Соколову Эдуарду Альбертовичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Определением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 апреля 2022 года было удовлетворено заявление Краснодарского отделения N 8619 ПАО "Сбербанк России" о прекращении действия рассрочки исполнения решения Кропоткинского городского суда от 21 апреля 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года определение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 апреля 2022 года было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Соколов Э.А. просит отменить обжалуемые судебные акты, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права. Судами не было учтено, что ответчиком производилось погашение задолженности.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья находит, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Как усматривается из материалов дела, решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 апреля 2022 года исковые требования ПАО "Сбербанк России" были удовлетворены частично, с Соколова Э.А. была взыскана сумма задолженности по кредитной карте (эмиссионный контракт N) за период с 27 июня 2020 года по 6 сентября 2021 года (включительно): просроченные проценты - 136 675, 77 рублей, просроченный основной долг - 559 197, 42 рублей, неустойка - 5000 рублей, а всего 700 873, 19 рублей с рассрочкой платежа сроком на 36 месяцев по 19 450 рублей ежемесячно, последний платеж в сумме 20 123 рубля 19 копеек. Взыскано с Соколова Э.А. в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 208, 73 рублей.
Представитель ПАО "Сбербанк России" обратился в суд с заявлением о прекращении действия рассрочки исполнения вышеуказанного решения суда, поскольку денежные средства от должника в счет погашения долга не поступали.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ПАО "Сбербанк России" и прекращая действие рассрочки исполнения решения суда, указал, что денежные средства в счет погашения задолженности на кредитную карту от Соколова Э.А. не поступали, в связи с чем, ответчиком было допущено длительное нарушение установленного порядка предоставления рассрочки исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признав их законными и обоснованными.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не соглашается с выводами нижестоящих судов по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции данным требованиям не соответствуют.
В силу требований части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего заявления судами не были проверены и не дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что из представленных документов ПАО "Сбербанк России" следует, что должник Соколов Э.А. производил частичное погашение задолженности, в частности, значится, что им была произведена уплата долга в размере 72 047 рублей.
По смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, исполнение судебного решения, в том числе вынесенного в пользу кредитора в случае нарушения должником гражданско-правового обязательства перед ним, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что требует от государства в лице законодателя принятия необходимых мер по обеспечению его реализации.
Необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и гражданина-должника требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (абз. 4 п. 5(1) Постановления Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007 г. N 10-П).
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 данного кодекса.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В определении суда должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (п. 5 ч. 1 ст. 225 ГПК РФ).
Как разъяснено в абз. 1, 2 и 3 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В абз. 3 п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
По настоящему делу суд первой инстанции, рассматривая спор, сразу и разрешилвопрос исполнения принятого им решения, не вступившего в законную силу, тогда как согласно вышеприведенных норм права вопрос о рассрочке или отсрочки разрешается при исполнении решения вступившего в законную силу, по которому выдан исполнительный документ.
При этом, судом исследуются и оцениваются действия исполнительного органа по выявлению возможностей должника по исполнению решения суда, а также устанавливаются исключительные обстоятельства, подтвержденные доказательствами, позволяющие суду предоставить рассрочку либо отсрочку должнику с учетом баланса интересов кредитора и должника.
Этого сделано судом не было при предоставлении рассрочки невступившего в законную силу решения, а при рассмотрении заявления о прекращении рассрочки не учтены и не оценены те обстоятельства, на которые ссылался должник и не проверены его доводы по исполнению рассрочки, поскольку кредитором выданы выписки со счёта, имеющие разночтения по наличию непогашенной задолженности, в связи с которыми должник утверждает о частичном погашении им долга.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами нарушения являются существенными, поскольку непосредственным образом повлияли на результат рассмотрения дела.
Данные нарушения не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и возвращения дела в суд первой инстанции.
С учетом изложенного, определение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции-в Кропоткинский городской суд Краснодарского края.
Судья С.Е.Дагуф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.