дело N 2-2159/2022
8г-19891/2023
УИД 91RS0022-01-2022-003380-97
г. Краснодар
17 августа 2023 года
Резолютивная часть определения объявлена 17 августа 2023 года.
Определение в полном объеме изготовлено 24 августа 2023 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Мельникова В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 15 марта 2023 года по иску Король Германа Геннадиевича к администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Король Герман Геннадиевич (далее - истец, Король Г.Г.) обратился в суд с иском к администрации города Феодосии Республики Крым (далее - ответчик, администрация) о возложении на администрацию обязанности предоставить Король Г.Г, 28 июня 2003 года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 15 марта 2023 года, исковые требования удовлетворены - суд обязать администрацию предоставить Король Г.Г, "данные изъяты" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Правовые основания для понуждения Администрации города Феодосии Республики Крым предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отсутствие на то финансовых ресурсов отсутствуют, так как от передачи на муниципальный уровень полномочия по обеспечению дополнительных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей не утрачивают статус государственных и органы государственной власти продолжают нести ответственность за их реализацию.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 28 июня 2003 года в г. Донецк Кировского района Донецкой области родился Барабаш Денис Леонидович. Родители - Барабаш Леонид Сергеевич, Барабаш Евгения Анатольевна. Сведения об отце ребенка внесены в актовую запись о рождении в соответствии с частью 1 статьи 135 Семейного кодекса Украины.
"данные изъяты" Барабаш Евгения Анатольевна умерла.
13 февраля 2008 года опекуном малолетнего ребенка Барабаша Д.Л. назначена Король Жанна Борисовна.
17 марта 2017 года опекунами Барабаша Д.Л. назначены Король Ж.Б. и Король Геннадий Васильевич.
11 июля 2018 года между администрацией города Феодосии Республики Крым и Король Ж.Б, Король Г.В. заключен договор о приемной семье N 02-58-105, в соответствие с которым приемные родители приняли на себя обязательства по воспитанию на возмездной основе в своей приемной семье опекаемого ребенка - сироту - Барабаша Дениса Леонидовича.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 8 апреля 2020 года N 820 Барабаш Д.Л, являющийся ребенком сиротой включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Согласно свидетельству о перемене имени фамилия "Барабаш", имя "Денис", отчество "Леонидович" изменены на фамилию "Король", имя "Герман", отчество "Геннадиевич".
В настоящее время Король Г.Г. обучается в ГБОУ Республики Крым "Феодосийская специализированная школа - интернат" и не находится на полном государственном обеспечении.
Ссылаясь на положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), Король Г.Г. обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции на основании статей 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ, положений Закона N 159-ФЗ, Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" исходил из того, что Король Г.Г. на сегодняшний день не обеспечен жилой площадью, чем нарушены жилищные права и законные интересы последнего. Констатировав, что государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав истца, которые подлежат восстановлению путем удовлетворения требований о понуждении администрации предоставить истцу жилое помещение специализированного жилого фонда на территории муниципального образования городской округ Феодосия, суд удовлетворил иск.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, и наличие соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенций, судебной коллегией отклонены, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется, так как они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Закон N 159-ФЗ который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в апелляционной жалобе и нашедшую подробную оценку в апелляционном определении, направлена на переоценку как доказательств, имеющихся в материалах дела, так и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Следует учесть, что само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу предписания части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 15 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.