Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Смирнова А.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Анапского городского суда от 22 июля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 05 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ в отношении Смирнова А.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Анапского городского суда от 22 июля 2022 года Смирнов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 05 октября 2022 года 24 января 2022 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
Смирнов А.М, обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на указанные судебные акты, в которой ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы защитник указывает, что по делу допущены существенные нарушения, не позволившие объективно и полно рассмотреть дело. Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу части 2 статьи 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно пункту 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 указанных Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 40 минут на 30 км автодороги Андреева гора-Варениковская-Анапа ФИО4, управляя автомобилем "РЕНО Меган", государственный регистрационный знак N столкнулся с мотовелосипедом, принадлежащем ФИО2, после чего, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения, оставил место дорожно-транспортного происшествия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 22 июля 2022 года в отношении Смирнова А.М. протокола об административном правонарушении 23 ДД 106452 и привлечения его в этот же день к административной ответственности.
Считаю, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно положениям статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство, по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (часть 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из материалов дела следует, что 14 июля 2022 года старшим инспектором ОМВД РФ по г. Анапа Черкасом Д.А. по факту ДТП, совершенного Смирновым А.М. 17.06.2022 принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 27)
Однако в рамках административного расследования не проведено ни одного действия, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ. Признаков проведения инспектором ГИБДД административного расследования материалы дела не содержат. По делу лишь получены объяснения лиц, участвовавших в ДТП и справки ГИБДД об этих лицах и их транспортных средствах. Этот вывод подтверждается и тем, что протокол об административном правонарушения был составлен 22.07.2022, т.е. спустя восемь дней после совершения Смирновым А.М. ДТП на 30 км автодороги Андреева гора-Варениковская-Анапа.
Учитывая изложенное, судья Анапского городского суда должен был направить дело мировому судье в соответствующий судебный участок для рассмотрения по существу в порядке ст. 23.1 КоАП РФ.
Рассмотрение судебного дела судьей, к подсудности которого оно относится, является одним из конституционных принципов судопроизводства, гарантирующих эффективное рассмотрение дела в разумные сроки при соблюдении прав всех участников судебного разбирательства.
Разрешение дела с нарушением правил Главы 23 КоАП РФ не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Изложенное свидетельствует о том, что порядок привлечения лица к административной ответственности по данному делу соблюден не был.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такие нарушения были допущены, в связи с чем, судьи Анапского городского суда от 22 июля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 05 октября 2022 года постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи от 05 июля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2022 года подлежат отмене.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, составляет 3 месяца со дня его совершения.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
Поскольку в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по настоящему делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
судьи Анапского городского суда от 22 июля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 05 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Смирнова А.М. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.