Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крыжановского Эдуарда Арнольдовича, поданную 28 июня 2023 г, на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 23 мая 2023 г, по административному делу N 2а-1622/2023 по административному исковому заявлению Крыжановского Эдуарда Арнольдовича о признании незаконными действий (бездействия) Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 24 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ - 24 ФСИН России), Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Крыжановский Э.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконными действия (бездействия) ФКУЗ МСЧ - 24 ФСИН России, выраженные в непринятие мер по своевременному и надлежащему рассмотрению и разрешению его заявления от 19.07.2022, в отказе в переадресации заявления компетентному государственному органу или должностному лицу, для разрешения по существу; о возложении обязанности направить его на медико-социальную экспертизу; взыскании компенсации за нарушение и ограничение его прав и законных интересов в размере 2 000 руб.
В обоснование требований указано, что с 16.04.2022 Крыжановский Э.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в связи с чем, не имел возможности оформить соответствующие документы для медико-социальной экспертизы.
19.07.2022 он обратился в ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России с заявлением о направлении его на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) для признания инвалидом.
При рассмотрении заявления, вопрос о направлении на МСЭ не был разрешен, до настоящего времени ответчиком не были предприняты конкретные действия для разрешения заявления. Рекомендовано обратиться к врачу-специалисту МЧ-21.
Принятое решение, а также действия/бездействие считает незаконными, нарушающими его право. Кроме того, если указанный вопрос не входит в компетенцию государственного органа, его обращение должно быть перенаправлено должностному лицу, что не было сделано.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 23.05.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Крыжановский Э.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, неправильном установлении обстоятельств по делу, настаивает на направлении материалов административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает на нарушение принципов судопроизводства, поскольку суд не предоставил ему своевременно право на ознакомление с представленными административным ответчиком доказательствами, в том числе с возражениями. Указывает, что не имел возможность дать комментарии по представленным возражениям, не была представлена возможность участвовать в исследовании представленных доказательств. Из протокола судебного заседания не ясно, какие именно доказательства исследовались судом, кроме того, в отсутствие у него представителя, ему отказано в ознакомлении с материалами дела. Не были разрешены и рассмотрены судом заявленные им ходатайства о приобщении представленных им доказательств, вызове и опросе свидетеля по делу с применением видеоконференц - связи. Протокол судебного заседания от 23.05.2023 указывает на отсутствие каких - либо ходатайств, от лиц участвующих в деле, что противоречит просительной части его апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регламентируется Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Статьей 24 указанного Федерального закона установлено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, регулируются Порядком оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12. 2017 N 285 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
В соответствии с пунктом 21 Порядка осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности подлежат направлению на медико-социальную экспертизу в установленном порядке.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 "Правилами признания лица инвалидом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588"О признании лица инвалидом" условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
В силу пункта 6 "Правилами признания лица инвалидом", наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Приказом Минюста России от 02.10.2015 N 233 утвержден "Порядок и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы", в соответствии с пунктом 2 которого медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 02.10.2015 N 233, осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка в случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения).
Судами установлено, что что Крыжановский Э.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с 18.04.2022 по 19.10.2022, убыл в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю является МЧ-21 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России.
Находясь под наблюдением медицинских работников МЧ-21 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, Крыжановский Э.А. обратился 19.07.2022 с заявлением в ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России о направлении его на медико-социальную экспертизу, просил уведомить о принятом решении в порядке и сроки, установленные законом.
Согласно медицинской справке заявлений от Крыжановского Э.А. на предоставление его на МСЭ в МЧ-1 ФКУЗ МСЧ -24 ФСИН России не поступало.
По результатам рассмотрения заявления от 19.07.2022 Крыжановскому Э.А. предоставлен ответ ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России от 19.08.2022, в котором разъяснено, что по вопросу направления на МСЭ Крыжановский Э.А. вправе обратиться к врачу-специалисту МЧ-21 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России. Даны также разъяснения, что гражданин направляется на МСЭ медицинской организацией при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы; в случае отказа медицинской организацией в направлении гражданина на МСЭ ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации для самостоятельного обжалования решения в установленном порядке.
Руководствуясь указанными выше нормами права, установив изложенные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, указав, что обращение Крыжановского Э.А. от 19.07.2022 было рассмотрено, в пределах предоставленных полномочий направлен ответ, который был получен заявителем, нарушений требований законодательства должностными лицами ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, а равно нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований.
Судебная коллегия краевого суда, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами районного суда согласилась, отклонив доводы Крыжановского Э.А. о нарушении судом норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Как правильно указано судами, ответ на заявление Крыжановскому Э.А. дан. Ответ содержит разъяснение порядка обращения в уполномоченную на рассмотрения заявления о направлении на МСЭ медицинскую организацию. Препятствий в реализации прав заявителя не создано. Кроме того, из пояснений административного истца следует, что при обращении в медицинскую организацию по месту отбывания наказания (ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю) была выдана справка, которая обжалуется.
Доводы кассационной жалобы о невыполнении обязанности перенаправить заявление уполномоченному органу для рассмотрения по существу не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку не опровергают правильности выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований, установленных статьей 227 КАС РФ, при обращении в суд с административным исковым заявлением, а равно в ходе рассмотрения дела, административным истцом не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий обращения для направления на МСЭ в уполномоченную для разрешения данного вопроса медицинскую организацию.
Опровергаются материалами дела и были обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции доводы заявителя о нарушении процессуальных прав административного истца. О времени и месте рассмотрения дела административный истец заблаговременно был извещен. Своевременно ходатайство об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц - связи не направил. Предметом судебной проверки по настоящему административному делу являлась законность ответа на заявление и бездействие при его рассмотрении, сведениями о которых административный истец располагал, в том числе на момент обращения в суд. Представленные административным ответчиком возражения и доказательства, были направлены по заявлению административного истца и им получены, в том числе до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. В судебном заседании суда апелляционной инстанции Крыжановский Э.А. принимал участие, имел возможность реализовать процессуальные права.
В соответствии с частью 1 статьи 205 КАС РФ протокол судебного заседания должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела, в том числе сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей.
В судебном заседании 10.01.2023 велось аудиопротоколирование, носители информации о котором приобщены к протоколу, на основании которому установлено, что судом в соответствии с требованиями статьи 164 КАС РФ были исследованы и оглашены письменные доказательства, приобщенные к материалам дела, нарушений требований процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, и повлекли бы нарушение прав административного истца, восстановление которых невозможно без отмены судебных актов, судом не допущено. Неточности в протоколе судебного заявления о наличии таких обстоятельств не свидетельствуют.
Ходатайства, поступившие от административного истца после подачи апелляционной жалобы, были разрешены судом до начала рассмотрения апелляционной жалобы. Участвующий в судебном заседании Крыжановский Э.А. ходатайств не заявил, в связи с чем доводы жалобы об их отсутствии в протоколе судебного заседания о нарушении судебной коллегией процессуального закона не свидетельствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Крыжановского Э.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 23 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные положениями статей 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 сентября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.