Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения Федеральной службы исполнения наказаний "Медико-санитарная часть N 66", поданную через суд первой инстанции 29 июня 2023 г, на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 3 апреля 2023 г.
по административному делу N 2а-41/2023 по административному исковому заявлению Иванова Сергея Сергеевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 56 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральному казенному учреждению здравоохранения Федеральной службы исполнения наказаний "Медико-санитарная часть N 66", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иванов С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ИК-56), ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России (далее - МСЧ-66) и взыскании компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей.
Требования мотивирует тем, что с 12 февраля 2016 г. по 19 февраля 2018 г. Иванов С.С. содержался в ИК-56. За период нахождения заявителя в ИК-56 в отношении него не проведены два профилактических медицинских осмотра, не произведен забор крови для анализа на "данные изъяты" Медицинскую деятельность в ИК-56 в указанный период осуществлял филиал N 25 МСЧ-66.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 3 апреля 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено частично, признаны незаконными и нарушающими права осужденного Иванова С.С. действия (бездействие) администрации Федерального казенного учреждения ИК-56 ГУФСИН по Свердловской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 66 ФСИН России", выразившиеся в ненадлежащем проведении профилактических медицинских осмотров, не проведении обследования на наличие "данные изъяты" в сыворотке (плазме) крови по прибытию в исправительное учреждение; взыскана с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Иванова С.С. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей; взысканы с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Иванова С.С. судебные расходы в размере 369 рублей.
В кассационной жалобе заявители просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований.
Относительно доводов кассационной жалобы Ивановым С.С. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в медицинской карте Иванова С.С. имеется запись об осмотре 12 февраля 2016 г. Сведения об его обследовании по прибытии в ИК-56 на наличие "данные изъяты" в сыворотке (плазме) крови в карте отсутствуют. В осмотре не принимали участие психиатр, стоматолог (зубной врач), не проводились определение остроты зрения и слуха, анализ крови, общий анализ мочи, флюорография.
Профилактический медицинский осмотр проведен 8 июля 2016 г, отсутствуют сведения о проведении анализа мочи, определении остроты зрения и слуха.
4 марта 2017 г. и 6 февраля 2018 г. проведены профилактические медицинские осмотры с участием всех необходимых специалистов и выполнением необходимых обследований.
Удовлетворяя заявленные требования частично и взыскивая в пользу Иванова С.С. денежную компенсацию, суд первой инстанции исходил из того, что допущены нарушения установленных требований: в первом полугодии 2016 г. профилактический медицинский осмотр в отношении истца не проводился; при проведении осмотра 8 июля 2016 г. не проведен анализ мочи, не определялась острота зрения и слуха; по прибытии в ИК-56 Иванов С.С. не обследован на наличие "данные изъяты" в сыворотке (плазме) крови.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебная коллегия указала, что оснований к увеличению размера компенсации не имеется. Размер компенсации, определенный судом первой инстанции, является достаточным с учетом характера нарушений. Заведомо намеренное бездействие медицинского персонала не установлено, оснований считать, что однократное не определение остроты зрения повлекло ухудшение зрения Иванова С.С, не имеется.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое воздействие на человека (пункт 3); условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10, часть 6 статьи 12 поименованного Кодекса).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (пункт 123); в исправительных учреждений осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124); при невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).
Согласно положений статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно пункту 24 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 г. N 640/190 (подлежащего применения к спорным правоотношениям исходя из даты их возникновения) по прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза.
В соответствии с пунктом 35 Порядка для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний проводятся лабораторные исследования, лабораторные исследования на ВИЧ-инфекцию проводятся по клиническим показаниям.
Осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний (пункт 41); в течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях (в том числе эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев. Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания (пункт 42).
Согласно пункту 45 Порядка в ходе профилактического осмотра проводится, в том числе сбор анамнестических данных, жалоб; антропометрическое исследование (рост, масса тела); объективное исследование по органам и системам; определение остроты зрения и слуха; туберкулин диагностика в установленном порядке; анализ крови (исследование уровня гемоглобина, феномена оседания эритроцитов, количества и состава лейкоцитов) и др. Результаты профилактического осмотра вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного.
Указанным Порядком анализ крови на носительство вируса гепатита В и С предусмотрен только при диспансерном наблюдении беременных женщин с момента установления беременности, а также родильниц.
В соответствии с пунктом 2 Правил обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 221 обязательному медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции подлежали лица, находящиеся в местах лишения свободы: изъявившие желание быть донорами крови, плазмы крови, спермы и других биологических жидкостей, тканей и органов - при каждом взятии донорского материала; привлекаемые в медицинских учреждениях уголовно-исполнительной системы к выполнению обязанностей работников, указанных в Перечне работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Периодические медицинские осмотры проводятся не реже одного раза в год; по клиническим показаниям, устанавливаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, в отношении административного истца требования приведённых выше нормативных актов о периодичности медицинских профилактических осмотров не нарушены, в ходе осмотров необходимые лабораторные исследования проводились, отсутствие в определенные моменты реактивов для проведения общих анализов, а также не предоставление консультации офтальмолога либо отоларинголога, не повлекло для администрации каких-либо последствий, что подтверждается данными отраженными в медицинской карте Иванова С.С, включая данные ультразвукового исследования, лабораторных анализов, осмотров, где их результат отражен как "здоров". Вопреки выводов судов, анализы на носительство "данные изъяты" не входят в обязательный перечень лабораторных исследований для всех осужденных, в связи с чем при поступлении осужденного в исправительное учреждению они не подлежали забору. Обстоятельства на которые ссылался административный истец в обоснование нарушения его прав, а именно установленные судебным актом в отношении иного осужденного, содержавшегося в том же исправительном учреждении, преюдициального значения для разрешения административного иска не имеют, поскольку касаются иного периода, с 6 февраля 2003 г. по 3 марта 2018 г. и нарушение прав осужденного на проведение профилактических осмотров было установлено судами до первого полугодия 2016 г, вместе с тем Иванов С.С. нарушение своих прав связывал с периодом с 12 февраля 2016 г. по 19 февраля 2018 г. По прибытии в исправительное учреждение 12 февраля 2016 г. последний был осмотрен медицинским работником, в последующем профилактический медицинский осмотре ему был проведен 8 августа 2016 г, что не превышает установленного законом срока.
Поскольку выводы судом о нарушении условий содержаний Иванова С.С. в части охраны здоровья не соответствуют обстоятельствам административного дела, поставлены при неправильном применении норм материального права судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 3 апреля 2023 г. отменить. Принять новое решение. В удовлетворении требований Иванова Сергея Сергеевича отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.