Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Юнусова Андрея Александровича, поданную через суд первой инстанции 6 июля 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Читы от 28 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 8 февраля 2023 г.
по административному делу N 2а-4466/2022 по административному исковому заявлению УФНС России по Забайкальскому краю к Юнусову Андрею Александровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Суховой Я.А, представляющей интересы УФНС России по Забайкальскому краю, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
УФНС России по Забайкальскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о взыскании с Юнусова А.А. задолженности по земельному налогу за 2020 г. в размере 18097 руб, пени по указанному налогу в сумме 3982, 35 руб. (в том числе за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 58, 82 руб.; за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. по 20 июня 2021 г. в сумме 1 271, 54 руб.; за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 20 июня 2021 г. сумме 2 323, 72 руб.; за 2017 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 20 июня 2021 г. в сумме 328, 27 руб.), по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 31934 руб, пени по указанному налогу в сумме 1865, 04 руб. (в том числе за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 103, 79 руб.; за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. по 20 июня 2021 г. в сумме 787, 88 руб.; за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 20 июня 2021 г. в сумме 973, 37 руб.). Всего в сумме 55878, 39 руб.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 28 октября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено, взыскана с Юнусова А.А. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю задолженность в сумме 55 878, 39 руб, в том числе: земельный налог с физических лиц за 2020 г. в размере - 18 097 руб, пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 3 982, 35 руб, в том числе: за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 58, 82 руб, в сумме 1271.54 руб. за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. по 20 июня 2020 г.; в сумме 2 323, 72 руб. за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 20 июня 2021 г.; в сумме 328.27 руб. за 2017 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 20 июня 2021 г.; налог на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 31 934 руб, пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 1 865, 04 руб, в том числе: в сумме 103, 79 руб. за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г, в сумме 787, 88 руб. за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. по 20 июня 2021 г, в сумме 973, 37 руб. за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 16 декабря 2020 г. Взыскана с Юнусова А.А. государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1876 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 8 февраля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 28 октября 2022 г. изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Взыскать с Юнусова Андрея Александровича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому край задолженность в сумме 55 684, 30 руб, в том числе: земельный налог с физических лиц за 2020 г. в размере - 18 097 руб, пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 3 788, 26 руб, в том числе: за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 58, 82 руб, в сумме 1271, 54 руб. за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. по 20 июня 2021 г.; в сумме 2 323, 72 руб. за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 20 июня 2021 г.; в сумме 134, 18 руб. за 2017 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 15 декабря 2020 г.; налог на имущество физических лиц за 2020 г. в размере - 31 934 руб, пени за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц в сумме 1 865, 04 руб, в том числе: в сумме 103, 79 руб. за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г, в сумме 787, 88 руб. за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. по 20 июня 2021 г, в сумме 973, 37 руб. за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 16 декабря 2020 г. Взыскать с Юнусова Андрея Александровича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1870 рублей".
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением Федеральной налоговой службой по Забайкальскому краю представлен отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 20 ноября 2017 г. к производству Арбитражного суда Забайкальского края было принято заявление о признании Юнусова А.А. банкротом, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 января 2018 г. по делу NА78-14993/2017 индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Юнусов А.А. признан банкротом.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края по делу NА78-14993/2017 от 17 декабря 2021 г. завершена процедура реализации имущества гражданина с освобождением его от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований, не заявленных в ходе проведения процедуры банкротства, за исключением требований, предусмотренных пунктом 4 и пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона N127-ФЗ от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", а также требований, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Налоговым органом заявлены к взысканию задолженности по требованиям об уплате налога N от 21 июня 2021 г, N от 15 декабря 2021 г. в сумме 55878, 39 руб, в том числе: земельный налог с физических лиц за 2020 г. в размере 18097 руб, сумма пени по указанному налогу - 3982, 35 руб.; налог на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 31934 руб, сумма пени по указанному налогу 1865, 04 руб, которые являются задолженностью, образовавшейся после принятия решения о признании налогоплательщика банкротом, и не входили в реестр требований кредиторов по указанному судебному делу о банкротстве (определение от 17 сентября 2018 г. по делу NА78-14993/2017).
Расчеты начислений указанных налогов за 2020 г. приведены в налоговом уведомлении N от 1 сентября 2021 г, в том числе:
- земельный налог в сумме 18 097 руб. начислен за 5 месяцев 2020 г, в которые объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежал налогоплательщику на праве собственности (период владения на праве собственности с 20 июня 2008 г. по 27 мая 2020 г.);
- налог на имущество физических лиц в сумме 31 934 руб. начислен на объекты:
- 30 453 руб. начислено за период 5 месяцев 2020 г, в которые объект - иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежал налогоплательщику на праве собственности (период владения на праве собственности с 20 июня 2008 г. по 27 мая 2020 г.);
- 1481 руб. начислено за 5 месяцев 2020 г, в которые объект - иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" принадлежал налогоплательщику на праве собственности (период владения на праве собственности с 2 декабря 2004 г. по 10 июня 2020 г.).
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате налога административному ответчику начислены:
1) пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 3 982, 35 руб, в том числе: за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 58, 82 руб, за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. 1271, 54 руб.; за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. 2 323, 72 руб.; за 2017 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 20 июня 2021 г. в сумме 328, 27 руб.;
2) пени за просрочку уплаты налога на имущество физических сумме 1 865, 04 руб, в том числе: за 2020 г. за период просрочки с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 103, 79 руб.; за 2019 г. за период просрочки с 9 декабря 2020 г. по 20 июня 2021 г. в сумме 787, 88 руб.; за 2018 г. за период просрочки с 23 июня 2020 г. по 16 декабря 2020 г. в сумме 973, 37 руб.
Пени начислена по задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 59 784 руб. По требованию об уплате N от 17 декабря 2019 г. о взыскании задолженности вынесен судебный приказ N 2а-263/2020, который впоследствии отменен. Взыскание в рамках административного дела N 2а-435/2021, выданному по решению Центрального районного суда г. Читы 30 марта 2021 г. Текущая задолженность по исполнительному документу составляет - 46 544, 24 руб. Постановлением службы судебных приставов от 12 ноября 2020 г. исполнительное производство прекращено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пени начислена по задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 24 923 руб. По требованию об уплате N от 9 декабря 2020 г. вынесен судебный приказ мировым судьей судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Читы по делу N2а-1687/20221 от 19 мая 2021 г. Задолженность для взыскания передана в службу судебных приставов - 12 июля 2021 г, возбуждено исполнительное производство, 15 сентября 2021 г. исполнительное производство окончено согласно Постановлению N на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 47 Федерального закона N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по причине признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему.
Пени начислена по задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 43 434 руб. (задолженность на момент расчета сумм пени - 8 948, 71 руб, с 16 декабря 2020 г. - 3 627, 80 руб.). по требованию об уплате N от 21 сентября 2019 г. взыскание задолженности производилось налоговым органом в рамках административного дела N 2а-2164/2020, по которому 17 июля 2020 г. судом вынесено определение о прекращении производства по причине банкротства ответчика.
Пени начислена по задолженности по земельному налогу за 2018 г. в размере 43 434 руб, по требованию об уплате N от 17 декабря 2019 г. Вынесен судебный приказ N2а-263/2020, который впоследствии отменен. Взыскание задолженности произведено на основании исполнительного листа, выданного в рамках административного дела N2а-435/2021 30 марта 2021 г. текущая задолженность по исполнительному документу составляет 46 544, 24 руб. Постановлением службы судебных приставов N от 12 ноября 2020 г. исполнительное производство прекращено, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 43 Федерального закона N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пени начислена по задолженности по земельному налогу за 2019 г. в размере 43 434 руб, по требованию об уплате N от 9 декабря 2020 г. В соответствии с судебным приказом мирового судьи судебного участка N 3 Центрального судебного района г. Читы по делу N2а-1687/2021 от 19 мая 2021 г. задолженность для взыскания передана в службу судебных приставов 12 июля 2021 г, возбуждено исполнительное производство согласно Постановлению N от 26 июля 2021 г, 15 сентября 2021 г. исполнительное производство окончено в соответствии с Постановлением N на основании подпункта 7 пункта1 статьи 47 Федерального закона N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по причине признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 2 статьи 6.1, 48, 59, 75, пункта 1 статьи 388, статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца четвертого пункта 2, пунктов 5, 6 статьи 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", пришел к выводу, что обязательства административного ответчика по уплате налогов, возникшие после 20 ноября 2017 г. относятся к текущим платежам, спорная задолженность не была погашена в банкротной процедуре и поскольку возможность ее взыскания налоговым органом не утрачена, процедура ее обращения к принудительному взысканию соблюдена, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта, соглашаясь в целом с выводами суда первой инстанции изменил судебный акт исключив из резолютивной части решения суда указание на взыскание пени на задолженности по земельному налогу за 2017 г, вопрос об оплате которой был разрешен в рамках административного дела N 2а-2164/2020.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду разрешения вопроса о взыскании спорной задолженности арбитражным судом в рамках дела о банкротстве, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, а таже доводы апелляционной жалобы и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Выводы судов, изложенные в судебных актах о том, что спорная налоговая задолженность относится к текущим платежам, ранее не была взыскана и не погашена, полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Обстоятельства, указывающие на отсутствие оснований для определения налоговой обязанности административного ответчика из материалов настоящего административного дела не усматриваются.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 28 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.