Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тимониной Ольги Анатольевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО14, поданную через суд первой инстанции 14 июля 2023 г, на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 31 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 24 мая 2023 г.
по административному делу N 2а-634/2023 по административному исковому заявлению Тимониной Ольги Анатольевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО15, к Администрации г. Кемерово о признании незаконными бездействия, понуждению к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Мхоян Г.А, представляющей интересы Администрации г. Кемерово, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тимонина О.В, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО16 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании нарушенными права и законные интересы ФИО17 бездействием ответчика; обязании ответчика построить асфальтированную дорогу для пешеходов и транспорта с освещением к дому "адрес" протяжённостью около 230 м от перекрёстка домов "данные изъяты" вниз, продолжая асфальтированную дорогу, огибая дом "данные изъяты", в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу первый технологический этап щебёночной подготовки и второй этап асфальтирования до 10 июня 2023 г.; в случае неисполнения решения суда с момента вступления в законную силу судебного акта взыскивать с ответчика судебную неустойку в порядке пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации по 500 рублей ежедневно по день фактического исполнения первого этапа и после 10 июня 2023 г. в случае неисполнения второго этапа по дату ввода в эксплуатацию дороги; обязании ответчика в осенне-зимне-весенний период регулярно очищать созданную дорогу от снега, надлежаще содержать; назначении ответственного должностного лица за исполнение этой обязанности, контролирующее лицо с контактными данными, с информированием лица; обязании ответчика реконструировать имеющуюся асфальтированную дорогу вдоль кварталов, с приведением к нормам ширины двуполостного движения и полосы движения пешехода до 10 июня 2023 г.; взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
Требования мотивированы тем, что весной 2021 г. Тимониной О.А. приобретен жилой дом "адрес" для совместного проживания с ребенком "данные изъяты". Доступ к дому крайне затруднителен в виду отсутствия дороги подъездной и пешей. Ребенку затруднительно дойти пешком до "данные изъяты" техникума, поликлиники, социально значимых для ребенка- "данные изъяты" объектов. Административный истец в течение года неоднократно обращалась к ответчику с просьбой создать, отсыпать дорогу. На что получала ответы о возможном удовлетворении её обращений в будущем.
Так как проезд к дому административного истца от Соснового бульвара по прямой асфальтирован, кроме последнего нижнего его прямого участка, считает более целесообразным, удобным и коротким участок протяжённостью около 230 метров продолжить асфальтированием. А именно, создать асфальтированную дорогу для пешеходов и транспорта к дому "данные изъяты" от перекрестка домов "данные изъяты" вниз, продолжая асфальтированную дорогу, огибая дом "данные изъяты" до начала участка дома "данные изъяты" И это наикротчайший путь, наиболее понятный для ФИО18 с особенностями заболевания, и менее затратный по исполнению для ответчика.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 31 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 24 мая 2023 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить требования.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Тимонина О.А. является матерью несовершеннолетней ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке серии N, ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории "данные изъяты"
Тимонина А.О. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нем объекта индивидуального жилищного строительства от 6 апреля 2021 г.
Согласно ответу от 14 июля 2022 г. на обращение, поступившее на официальный сайт администрации г. Кемерово в раздел "Виртуальная приёмная", Тимониной О.А. был дан ответ о том, что ежегодно на территории города проводится комплекс мероприятий, направленных на благоустройство общественных территорий. Однако объемы по ремонту дорог, в том числе в секторе индивидуальной застройки ограничены лимитом финансирования. Мероприятия по ремонту "адрес" включая участок, указанный в обращении, программой благоустройства города Кемерово на 2022 годы не предусмотрены. В связи с дефицитом бюджетных средств выполнить ремонтные работы в текущем году не представляется возможным. Данный вопрос будет рассмотрен при формировании проекта программы благоустройства на последующие годы с учетом объема финансирования.
Из материалов дела следует, что 11 мая 2022 г. Управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово и АО "Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление" заключен муниципальный контракт N на выполнение работ для муниципальных нужд, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов обустройства автомобильных дорог в Рудничном районе г. Кемерово в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом 1.2. контракта заказчик определяет объемы, перечень, сроки и место выполнения работ путем оформления заданий, которые оформляются по форме согласно приложению N к контракту. Подрядной организации выдано задание на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов обустройства автомобильных дорог в Рудничном районе города Кемерово в период с 12 мая 2022 г. по 15 апреля 2025 г.
Задание выдано как на летнее содержание, так и на зимнее. Как в летнее содержание, так и в зимнее входят улицы "данные изъяты", в том числе, дорога по "данные изъяты"
Согласно актам приемки выполненных работ по муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов благоустройства автомобильных дорог в Рудничном районе г. Кемерово N от 11 мая 2022 г, заказчик Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово выполнил работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов благоустройства автомобильных дорог в Рудничном районе за 1 декабря 2022 г. по 15 декабря 2022 г, а также за период с 16 декабря 2022 г. по 15 января 2023 г.
Согласно отчету из навигационной системы (отчистка частного сектора -декабрь, январь) уборка снега по "данные изъяты" была произведена 17 декабря 2022 г, 27 декабря 2022 г, что подтверждается журналом производства работ по содержанию автомобильных дорог в Рудничном районе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконного бездействия администрацией г. Кемерово не допущено, работы по содержанию дороги по "данные изъяты" Администрацией города Кемерово выполняются, а понуждение ответчика к строительству участка автомобильной дороги с элементами благоустройства, в том числе с уличным освещением, обустройством тротуаров, пешеходных дорожек, является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное принятие решений вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе, в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав на обоснованные выводы суда об отказе в удовлетворении требований о понуждении осуществить дорожную деятельность, обеспечив асфальтированные подъездные пути к дому истца, поскольку данное решение отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, кроме того, дорога, указанная административным истцом, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (постановление Администрации г. Кемерово от 11 октября 2021 г. N 2843), относится к 5 категории автомобильных дорог, поскольку данный участок дороги, по мнению ответчика, не относится к дорогам со значительным транспортным потоком, административный ответчик счёт целесообразным использование дорожной одежды переходного или низшего типа, которые применяются для дорог данной категории (ГОСТ Р59120-2021 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования), то есть использование щебеночно-гравийно-песчаных смесей, щебня прочных пород, грунтов и других материалов. Поддержанием дороги в надлежащем состоянии осуществляет на основании договора подряда АО "Кемеровское ДРСУ".
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на ней; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Как следует из материалов административного дела реализация полномочия по содержанию муниципальных дорог делегировано администрацией муниципального образования Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово, которым заключен муниципальный контракт от 11 мая 2022 г. N с АО "Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов обустройства автомобильных дорог в Рудничном районе г. Кемерово.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Статьей 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрены правила определения состава лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Согласно данной норме состав лиц, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 37 (глава 4) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица. Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Поскольку к участию в рассмотрении настоящего дела не были привлечены Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово, а также АО "Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление, интересы которых затронуты при рассмотрении настоящего дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом предмета административного иска, а именно допущенного органом местного самоуправления бездействия, препятствующего безопасному использованию дорог для передвижения гражданами, а также доступу к месту проживания административного истца транспорта специальных служб, истребовать техническую документацию в отношении спорных дорог, определить предусмотренные ею характеристики данных дорог и соответствие текущего состояния параметрам, отраженным в технической документации. Следует также отметить, что с учетом характера возникших правоотношений, особенностей охраняемых законом прав и интересов процессуального истца, суд разрешая заявленные требования (будучи не связанным с основанием заявленного иска) вправе проверить выполнение органом местного самоуправления, возложенной на него законом обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения при использовании автодорог, транспортной доступности, а также иные обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 31 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 24 мая 2023 г. отменить. Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.